Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиалегенды: Уральский тренер Ден Козлов
Авиалегенды: Уральский тренер Ден Козлов
Интервью | фото | видео

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиалегенды: Уральский тренер Ден Козлов
Авиалегенды: Уральский тренер Ден Козлов
Интервью | фото | видео

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

Ден Козлов — наш уральский аэротрубный тренер, который настолько круто готовит спортсменов, что практически на каждых всероссийских трубных соревнованиях среди призёров находится кто-нибудь из его подопечных.

За плечами Дена юность на аэродроме, опыт тандем- и AFF-инструктора, спортивное звание мастера и 15 лет опыта в авиаспорте. А сегодня он спортсмен и тренер-фрифлаист, основатель первой в мире юниорской вертикальной четвёрки, известный всему парашютному Уралу Денчик / папа Ден / Денис Владимирович К., который может научить летать даже валенки.

Интервью с Деном Козловым

Небо над Родиной — Ден КозловНебо над Родиной — Ден Козлов

Текст интервью

— Ну что, всем здравствуйте. И в нашей студии сегодня легенда Екатеринбургского аэротрубного спорта. Это Денис Козлов. И сегодня мы немножко поговорим с Денисом о том, как начиналась его парашютная карьера, аэротрубная карьера, как он себя сегодня чувствует в роли тренера и, конечно, о его семье, потому что Денис — представитель парашютной династии.

А первый вопрос такой же, как и всем парашютистам, кто здесь бывал. Всё равно начинал ты с парашютного спорта, поэтому неизбежно мы его коснемся. Помнишь свой первый прыжок? Как это было?

— Я бы хотел сказать добрый день, спасибо за приглашение. Впервые бываю на интервью, постараюсь как-то
— Не материться? У нас живая беседа 🙂
— Но) Говорить просто, понятно, чтобы это выглядело, как живая беседа. Всё началось давно. Свой первый прыжок я совершил 3 июля 2004 года на базе аэродрома Устиново, Миасс, Челябинская область. Ну и с тех пор, скажем, началась глобальная карьера. Успел попрыгать на многих аэродромах, тренировался со сборной ВВС по групповой акробатике. Дальше стал инструктором по парашютному спорту, тандем-мастером и AFF-инструктором. Затем начал работать в трубе. И первые соревнования, в которых мы приняли участие командой аэротрубы Skywind, состоялись, если сейчас не изменяет память, в 2016-м году. Ну и с тех пор выступали, выигрывали чемпионаты России.
— Спускались в гор?… (мем для знающих распространённую присказку Дена)
— Да 🙂 Дальше ушёл в тренерскую работу, чем и занимаюсь по настоящий момент.

— А ты помнишь со своего первого прыжка ощущения? Тебя кайфануло? Торкнуло? Как это было?
— Перед тем, как я начал прыгать самостоятельно, — это был прыжок в тандеме тогда ещё в Челябинском аэроклубе. Мы его совершали совместно с моим другом, он же по совместительству и был моим тандем-мастером. Затем я прыгал по такой программе StaticLine, это сразу прыжок с крылом. Совершил 6 прыжков, затем 6 прыжков на круглом парашюте для того, чтобы освоить свободное падение. И затем уже на 13-м прыжке перешёл к самостоятельным прыжкам с парашютом типа «крыло».
— Обучение, которое не Классик и не AFF.
— Это одна из известных программ в то время. Смысл заключался в том, чтобы научить человека управлять куполом. То есть задача была такая – выпрыгнуть, парашют откроется сразу сам, и ты должен приземлиться туда, куда нужно. Но на тот момент в нашем регионе не было AFF, то есть прогрессивного обучения свободному падению. Собственно, не было, в принципе, даже инструкторов, а также необходимой высоты. У нас тогда самолёт не поднимался на высоту 4 километра. Ну, соответственно, приходилось как-то выкручиваться.
— Сейчас есть StaticLine-прыжки, а тогда это прям обучение было?
— Ну, по факту это происходило так. Друг моего отца привёз студенческий парашют — он был единственный тогда…
— …на дропзоне? 🙂
— Я бы сказал, в регионе. Мы решили попробовать обучение по этой программе, потому что, собственно, других возможностей не было.
— Я правильно понимаю, что твой первый прыжок, по сути, сразу совершался с целью обучения на спортсмена?
— Да, конечно. Вообще с детства я постоянно находился с родителями на аэродромах и на самом деле насмотрелся на тот момент на парашюты, и не очень мне на тот момент хотелось этим заниматься. Я бы сказал, что эффект был обратный. Затем отец начал работать на аэродроме Устиново, я постоянно приезжал с ним каждые выходные, смотрел, как ребята тренируются. Но мне больше нравилось общаться…
— И смотреть 🙂
— И смотреть, да. Я на земле себя чувствовал спокойно. Ну и, собственно, был счастлив :))
— А пошёл тогда почему в спортсмены?
— Ну-у, это история про то, как родители могут…
— Настоять на своём?
— Оказывать влияние, да, на своих детей. Но, что касается меня, с их стороны никогда не было никакого там давления. В плане того, что я вот должен это делать, мол, авиационная династия должна продолжаться. Никогда таких моментов не было. Но люди вокруг постоянно подходили и спрашивали:  «А что, когда? Твои родители столько лет занимаются парашютным спортом, а ты тут просто ходишь, слоняешься».
— «Тебе уже 15, ты ещё не мастер», да?
— 14. Ну, я как-то всегда успешно выходил из таких бесед. Может быть, когда-нибудь. Естественно, эти люди как-то переключались на отца и спрашивали: «А почему, а когда, так сын вот, возможность есть». Никто не понимал, что происходит, потому что многие стремились, искали возможность (попасть в парашютный спорт — прим. ред.). По их мнению, я её не использовал. Ну и тогда отец просто решил, что мы пойдём другим путём, и сказал мне: «Тебе, наверное, слабо».
— Нашёл кнопку, куда нажать.
— Сказать подростку в 14 лет 🙂
— Тогда хорошо, что он не бейсер был.
— На тот момент он достал учебник AFF, тогда это первое издание было переведено на русский язык — то есть, эту программу привезли из Америки, тогда еще существовал аэродром Ступино. Ну, и, собственно, редакцию этого учебника именно с этого аэродрома мне и вручили, сказали: «Ну, теперь учи». Когда мне дали учебник, отец сказал: «Появятся вопросы — поговорим». Ну, вопросы возникали с момента оглавления, собственно.

Чем больше я читал, тем больше понимал, что, видимо, не всё тут так просто. А дальше я стал увлекаться, мне стало интересно. Ну и, соответственно, уже родители понимали, что я включился в этот процесс и остановить это будет очень сложно. Теперь уже они задумались, а надо ли это вообще. И стали учить, помогать, объяснять.

— Слушай, родители сделали, получается, большой вклад, потому что прямо сейчас и уральский спорт продолжается во многом через тебя. Твои родители парашютисты. А что ты знаешь об их истории? Как они попали на аэродром? Как они прыгали? Что они делали? Как они познакомились?
— Эта история, она началась даже не с моих родителей, а началась с прабабушки. Во времена Великой Отечественной войны существовал такой полк авиационный, его называли «Ночные ведьмы».
— У тебя прабабушка — ночная ведьма?
— Получается так.
— Очень круто.
— Затем мой дед по маминой линии стал лётчиком-истребителем. Затем мама стала парашютисткой, мастером спорта по классическому парашютизму. Это история про маму. Папа же, мне кажется, с самых юных лет был спортсменом. Он занимался изначально плаванием, мастер спорта по плаванию, мастер спорта по морскому многоборью. Попал в спорт-роту на срочную службу в армию и там начал прыгать. Далее уже попал в сборную СССР, и родители познакомились на одном из чемпионатов. Вот и вся история.
— На самом деле очень крутая история. Получается, что твоя дочь должна, видимо, в космонавты пойти, что-ли, чтобы ваша семья просто каждую ступень авиации прошла в своей жизни.
— Среди родственников есть и те, кто занимался тогда в том числе и космосом. Они рассчитывали орбиты всяких спутников и так далее. Естественно, мы подробностей не знаем, эта вся информация очень много лет держалась в тайне. То есть, мы в общих чертах знаем, что они были просто специалистами в области космонавтики. Ну, и это, собственно, всё, что мы знаем.
— Получается, тебя небо в темечко поцеловало при рождении, никуда было не деться?
— Ну, многие говорят, что у меня вроде как не могло быть другого пути. Но, например, моя старшая сестра выбрала другой путь. И сказала: «Жить я люблю больше, чем экстрим», поэтому есть вот кому заниматься. А на тему, как родители реагировали на мои занятия парашютным спортом — я всегда спрашивал, как вы относитесь. Ну и, собственно, мне сказали о том, что у нас же двое детей, всё нормально, всё хорошо.
— Если что, сделать не трудно.
— Да, но это всё-таки шутки, чёрный юмор.
— Да у парашютистов белого и не бывает, все чернушники 🙂 Но вот ты попал в спорт. То есть, прошёл обучение, перешёл на прыжки с парашютом типа «крыло». Дальше сразу начался спорт?
— Пару лет я прыгал на военных аэродромах. Родители меня туда возили, потому что они сами служили в армии, соответственно, много друзей, знакомых. И вот там меня начали готовить к тому, что всё-таки придется выступать, что спорт это самое важное направление: не только прыгать в своё удовольствие, а нужно ещё что-то делать. И первый чемпионат России по групповой акробатике мы посетили в 2007-м году, на тот момент мне было 17 лет. Мы были самой молодой командой.

— Выходит, ты сразу в групповую пошёл, минуя классический парашютизм и прочие истории? У тебя сразу было то, что актуально и ново на тот момент?
— Да, история про выбор дисциплины для меня была сразу понятна, для родителей не очень, потому что они сами мастера спорта по классическому парашютизму, а я на тот момент начал интересоваться парашютным спортом и смотрел, как выступают ведущие спортсмены мира в разных дисциплинах и понимал, что меня групповая акробатика привлекает больше всего. Ну и самый основной был момент, я видел, что они прыгают с маленькими парашютами, что им точно удобней, комфортней. Укладывать его намного проще, хотя на тот момент только появилась укладка на весу. Которую я изучал по видео и по мануалам. Ну, и, собственно, учился укладывать я сам, потому что вокруг некому было научить. Ну и с мыслью «откроется или нет» я пошёл прыгать.
— Полагаю, открылось.
— Дальше вставал вопрос о том, что давай, может, всё-таки в сторону классического парашютизма подумаем. Я привёл свои аргументы на тот момент, что мне нравятся скоростные парашюты, маленькие, их укладывать удобно, всё здорово, там не один человек прыгает, а команда. То есть, мне всегда были интересны командные виды. В детстве я начал заниматься лёгкой атлетикой, и там всё время ты в основном сам за себя один. Бывают эстафеты различные, когда ты в составе команды, но преимущественно один. В парашютном спорте мне прям, видимо, подсознательно чувствовалось, что если кто-то есть рядом, то будет спокойнее и безопаснее…
— Хотя это абсолютно всё наоборот 🙂
— Когда отец мне сказал, что, мол, ты, видимо, просто даже не сможешь приземлиться туда, куда надо, в цель, — тогда возник новый спор, и я сказал ему: «Ты можешь положить парашютную сумку (она размером буквально метр на метр), и если я в неё попаду, то…»
— …мы заканчиваем разговоры, да?
— Да, занимаюсь только групповой акробатикой. Я совершил как раз свой первый прыжок с системой Мальва-24. Попал в парашютную сумку, снял эту систему.
— И больше никогда не надевал?
— И больше никогда не надевал. Дальше уже и не было особо времени заниматься параллельно двумя дисциплинами. Нужно было развиваться в направлении групповой акробатики, потому что, помимо интереса, — именно собственного, каких-то своих достижений, — был ещё интерес вообще разобраться в этой дисциплине, потому что у нас на Урале в основном люди фокусировались на построении больших формаций, а мне были интересны именно перестроения, именно прыжки командой. Тогда, собственно, началось путешествие в аэротрубу. Впервые в России она открылась в 2007 году под Москвой — аэротруба Freezone. Мы приехали туда, когда ещё вокруг лежал цемент, какой-то песок. Труба начала дуть. Нам нашли на тот момент самого титулованного тренера мирового уровня, кто знал практически всё о групповой акробатике.

Когда мы зашли впервые в трубу, я понял: «Так, это мне нравится, с этим нужно что-то делать!» Затем шли тренировки несколько дней, это как раз была подготовка к чемпионату России. Мой мир вообще перевернулся с ног на голову. Всё моё представление о технике выполнения определённых элементов сломалось. Я понял, что для любой дисциплины, которая связана со свободным падением, труба будет способствовать результатам, и что без неё вообще никуда. Я тогда уже понимал, что будущее будет развиваться в этом направлении.

Точку в принятии моего решения о нашей совместной жизни с трубой я поставил, когда увидел, что инструктор, который летал с нами на животе, в этом же групповом комбинезоне выходит на голову, умеет летать вниз головой, сидя, переворачивается, делает различные акробатические элементы, и в тот момент я понял, что смысл состоит в том, чтобы полностью владеть своим телом в воздушном пространстве. И тогда я решил, что я стану инструктором в аэротрубе и научусь летать лучше, чем мой тренер.
— Передай привет тренеру 🙂
— Это был вызов лично мой, лично к себе. И после этого был какой-то перерыв в тренировках в трубе, а я всё время думал о том, а как же научиться летать ещё лучше, лучше и лучше. Ну, это всё шло параллельно, вместе с прыжками.
— Ты и прыгал, и летал?
— Да, и я понимал, что одно другое дополняет и отдельно друг от друга не существует. Видимо, поэтому аэротруба и является парашютным спортом, её не выделили в отдельный вид спорта, я бы сказал, что это не то что смежные дисциплины, а по факту, на мой взгляд, это одно и то же с небольшими нюансами 🙂
— Сложнее разбиться 🙂 Но тоже можно! Смотря, что летаешь.
— Можно.

— Вот ты в первый раз попал в трубу. лет тебе ещё по сути совсем немного. По сути, ещё школьник. Свои первые парашютные соревнования ты помнишь?
— Мы прыгали командой-двойкой. Команда у нас была интересная, у нас даже не было своего оператора. Поэтому мы его арендовали прямо на аэродроме. Ну, арендовали, это, конечно, громко сказано. Это был друг моего отца, мастер спорта международного класса. И он на нас смотрел-то совсем как на детей. Ну, собственно, какими мы являлись тогда и по возрасту, и по своим навыкам. Он согласился стать нашим оператором.

Мы прыгали тренировочные прыжки сначала. Ну, естественно, когда ты приезжаешь на соревнования, нужно адаптироваться к аэродрому. И в момент, когда мы прыгали, наш оператор успевал ещё посчитать, где штрафы, что мы делаем не так. И потом, даже без съёмки, сначала нам всё рассказать и потом уже показать. Тогда я понял, что есть люди такого высокого уровня и надо бы как-то к ним приближаться.

Дальше мы начали выступать. Как я уже говорил, мы были самой молодой командой. Естественно, журналисты, которые приехали, сразу подошли к нам, начали спрашивать: как, зачем, почему. Для многих это было удивлением, что такие молодые ребята решили сразу на Чемпионат России, приехали с региона, кто такие. Нам многие помогали, рассказывали, что, ребят, смотрите: здесь лучше вот так сделать, а здесь вот так. То есть, в целом вообще все, кто давно прыгал, они понимали, что это только начало, и хотели как-то помочь. Ну, и действительно несколько советов, которые те люди давали, они нам пригодились.

Мы, конечно, тогда не смогли выиграть по понятным причинам Чемпионат России, но мы находились в середине турнирной таблицы, — что было, в общем-то, для нас большим достижением, с учётом того, что прыжков совместно мы совершили пару сотен, затем приехали в трубу, отлетали 5 часов, — и в первом же прыжке мы показали норматив КМС. Большое удивление для нас.
— И крутой результат.
— Ну, на тот момент мы думали, что да.

— Для первых соревнований, мне кажется, точно. Ты как-то рассказывал, что в 18 лет ты уже был AFF-инструктором. Получается, что где-то примерно в этом возрасте ты ещё и стал заходить в парашютный спорт с точки зрения профессии?
— Да, в 18 лет я стал и AFF-инструктором, и тандем-инструктором. На тот момент можно было получать эти лицензии с 18 лет. Сейчас требования по возрасту, если я не ошибаюсь, тандем с 20 лет и AFF с 21 года. Но тогда не было никаких ограничений. У меня было уже тогда более 1 000 прыжков. Я подходил по всем параметрам. Я понимал: чтобы дальше развиваться, на это нужны какие-то средства. Понятно, что родители всегда поддерживали. Моё развитие полностью связано не только с финансовой поддержкой, но и моральной, само собой. Мы порассуждали, что в целом дополнительные возможности пойдут нам в плюс. И также мне было интересно больше всего, что испытывают люди, когда проходят программу AFF и, собственно, как же научить человека за такое маленькое количество прыжков.
— Это был тоже вызов для тебя?
— Да. Что касается тандемов, я всегда смотрел на то, как приезжают люди на аэродром, инструктор цепляет их к себе, идёт с ними прыгать. После приземления эмоции зашкаливают, и мне хотелось оказаться по ту сторону. Не когда ты являешься пассажиром тандема, а наоборот: что ты будешь чувствовать в этот момент.
— И как же оказалось по ту сторону?
— В первую очередь я понимал, что это большая ответственность. Одно дело, когда ты отвечаешь сам за себя, а другое дело, когда ты работаешь с людьми. Ну, собственно, это и был такой задел на будущее в плане тренерства, что нужно учитывать интересы других людей, а не только свои.
— В период AFF-инструкторства ты, получается, был совсем молодой парень. Ну, понятно, напрыганный, но достаточно юный. А были у тебя студенты, которые тебе седины добавили?
— Всякое бывало и в AFF, и в тандемах. В AFF, да, нас обучали, мы понимали, что может разное произойти. Я всегда чувствовал гиперответственность, потому что самый молодой, а самый молодой всегда…
— Виноват!
— Не то чтобы виноват, но в случае чего получают люлей больше.
— За взрослых?
— Да. Я постоянно тренировался, продолжал летать в аэротрубе для того, чтобы ещё улучшить свои навыки, и для того, чтобы себя свободно чувствовать в небе. Потому что я понимал, что все действия должны происходить автоматически, что я не должен думать о том, как мне управлять своим телом. Я лишь должен оценивать ситуацию и сделать прыжок, собственно, для своего студента и для себя лично безопасным. Поэтому бывало всякое, и всегда, когда я шёл на прыжок со студентом, я рассматривал всегда самый худший исход и был к нему готов. Так что, когда что-то происходило и что-то шло не по плану…
— …ты ставил галку в своих ожиданиях.
— Да, для меня это было ожидаемо.
— А ты ощущал кайф, когда твои студенты приходили и говорили: «Блин, класс, у меня получилось, всё, вот я в небе»?
— Да, конечно. Я думаю, что, в принципе, мы все ждём какой-то благодарности. Даже если мы не мыслим об этом постоянно, я думаю, что любому человеку приятно, когда высоко оценивают твою работу.

— Ты, получается, занимался групповой, был и AFF-инструктором, и тандем-инструктором. А в какой момент групповая пошла на полочку и появился фрифлай? Ты ведь опять был первопроходец наверняка?
Первопроходец…ну, я бы так не сказал, потому что здесь у нас была команда инструкторов. То есть, открылась аэротруба, также в городе Миасс Челябинской области. Мы все, весь коллектив, на тот момент уже были парашютистами, кроме моего напарника, поэтому мы, наверное, все здесь, на Урале, были в этом плане первопроходцами. Но я до момента открытия трубы в Миассе ездил в Самару. Это как раз один и тот же аэротрубный проект, я имею в виду. Сама труба в Миассе идентична самарской на тот момент. Я ездил в Самару для того, чтобы готовить своих студентов AFF. Занимался с ними в трубе и параллельно начал обучаться там основам фрифлая, потому что моей целью в тот момент было научиться летать в других положениях и понять, как это и какие ощущения я буду от этого получать.
— Это какие годы примерно? Ну или твой возраст плюс-минус?
— 20 лет. Я занимался со своими студентами сам, плюс я сразу понимал, что нужны основы ещё и фрифлая, даже для начальной подготовки. Например, что не помешало бы освоить полёт на спине, потому что когда человек выпрыгивает, если он попадает в беспорядочное падение, эти навыки ему помогут.

И, соответственно, всех своих студентов я обучал полётам на спине. Ну, сначала научился сам, обучал полётам на животе, на спине, а если кто-то хотел уже дальше, — я этих людей передавал самарским ребятам, инструкторам, и они их обучали. И плюс я учился параллельно летать сам — сидя, вниз головой. Помню, что это было тяжело.
— По методичкам, по видео? Тебе опять дали книгу и сказали: «Будут вопросы — задавай»? 🙂
— В самой трубе меня обучали местные ребята. Естественно, я сам изучал всю литературу, которую я мог найти. Но, как мы знаем, очень сложно что-то найти.
— До сих пор?
— До сих пор, да. Нет универсального учебника по фрифлаю, по вертикальным двойкам, по вертикальным четвёркам. По факту из учебников то, что мы видим, — это только учебник AFF.
— Ты эти навыки переносил в небо? То есть, летал фрифлай в небе?
— Да, на тот момент были и свободные прыжки. Мы работали на аэродроме — нам давали возможность в качестве поощрения совершить несколько прыжков на совершенствование навыков. Плюс, помимо того, что мы работали инструкторами, прыгали тандемы и AFF, мы также выполняли функции инструктора на линии стартового осмотра, выпускающего, ну и так далее. И, соответственно, когда мы шли во взлёт выпускающими, — естественно, из самолёта выпрыгивали, потому что раз уж мы здесь, зачем оставаться?
— Фрифлай стал спортом для тебя или всё это переросло исключительно в тренерство?
— В небе фрифлай не стал для меня спортом. Тогда мы это воспринимали всё-таки больше как хобби. Я понимал, что физически просто не хватит времени разорваться
— И поработать везде, и в трубе полетать…
— Да, поработать, попрыгать, в трубе полетать и так далее. И путь во фрифлай именно в небе — он, во-первых, очень затратный, нужно гораздо больше выполнить парашютных прыжков. Потом, у нас, собственно, нет тренера, кто может ошибки разобрать.

Я понимал, что поскольку я работаю в аэротрубе, логично попробовать выступить и на чемпионате в аэротрубе. Так совпали желания и возможности. Так началась спортивная карьера. Если мы берём трубу, акцент сместился в сторону фрифлая, потому что диаметр трубы, в которой я работал, не позволял летать вдвоём, втроём, вчетвером, в горизонтальном положении. То есть, только вертикально.

Ден Козлов с напарником по полётам Александром Горбатовым перед соревнованиями в аэротрубе FlyStation
Ден Козлов в аэротрубе Skywind (Миасс)
Ден Козлов с напарником по полётам Александром Горбатовым, 2016–2018 гг.
Ден Козлов с напарником по полётам Александром Горбатовым, 2016–2018 гг.

— И какие у тебя были первые соревнования аэротрубные вертикальные?

Всё по старой схеме. Первые соревнования — также сразу чемпионат России.
— А что не мира? 🙂
— Минуя, так сказать, районную олимпиаду. По-моему, это был 2016 год. Мы ничего не ожидали, но по факту мы заняли там 2-е место. Смысл был в том, что мы не понимали многих вещей, как нужно летать, и, приехав уже на Чемпионат России, мы увидели различные переходы из одной фигуры в другую. Поняли, что мы можем делать намного быстрее то, что делали. Также не было никакого учебника, не было ни одного тренера, который досконально бы разбирался в этой дисциплине, я тогда это тоже понимал. Ребята, кто заняли 1-е место, они, наверное, в России были единственные, кто где-то эти вещи посмотрел и их реализовал.
— Получается, дисциплина настолько молодая, что даже в 2016-м году, что не то чтобы очень сильно давно было, всё равно она ещё не была особо развита в стране?
— Это было абсолютно не развито, тогда это даже был, так сказать, неофициальный Чемпионат России, потому что Федерация парашютного спорта не проводила чемпионаты в аэротрубах. Тогда ещё она только-только, скажем, проявила интерес к этому. А проводила соревнования как раз аэротруба «FlyStation». Там и состоялись мои первые соревнования. Такое место, я всегда туда приезжаю…
— Твой дом два.
— Да. Эта аэротруба отчасти дала нам возможность развиваться дальше в плане того, что мы увидели, какие вещи нужно тренировать, познакомились со многими известными людьми, увидели вообще, как выглядит по-настоящему аэротрубный спорт, то есть, там были люди на тот момент чемпионы Европы, летали четвёрки, двойки. Для нас это в то время был шок. Мы смотрели на эту трубу, — она диаметром 4,3 метра, — и понимали, что мы можем в ней потеряться, потому что мы не привыкли, собственно, к такому размеру. Поэтому это было очень интересно. Самая, наверное, продуктивная поездка.

Уже тогда мы приняли решение о том, что мы точно выиграем. Ну а дальше, после соревнований сразу же начался тренировочный процесс. Я понимал, что это самая молодая дисциплина, что практически в ней, я уже говорил, никто не разбирается. Тогда я начал искать различные видео и наткнулся на видео всё тех же американцев. Увидел, что там люди ещё, помимо того, что мы соревновались только в вертикальных раундах, на их соревнованиях они ещё летают живот и спину. Ну и здесь началась глобальная идея о том, что нужно внести изменения, мы начали разговаривать с Федерацией (тогда это были всё те же люди, что и сейчас) о том, что вот у нас такой есть вид спорта — вертикальные двойки в аэротрубе. Многие из членов ФПСР тоже только слышали об этих двойках, где-то, может, видели и не понимали вообще, что это.
— Ещё и, наверное, думали, что это фан такой лёгкий 🙂
— Это я уж не знаю. Ну и, собственно, мы начали вести разговоры и добиваться того, чтобы нашу дисциплину признали, были внесены правила. Ну, так мы, собственно, их и написали.
— Получается, в какой-то мере ты меняешь правила в игре. А есть ли у тебя планы внести ещё какие-то изменения в ближайшем будущем? Что бы ты хотел дополнить именно по части фрифлая, может быть, в спортивных правилах, нормах? Может быть, ввести новую дисциплину хочешь? Какие идеи есть?
— Первая идея состоит в том, что более тесно сотрудничать с Федерацией парашютного спорта России. Хотя мы и так взаимодействуем достаточно близко, нет такого, что мы отправляем какие-то официальные запросы. Я спокойно созваниваюсь с нужными людьми, с судьями, тренерами. Я конкретно занимаюсь дисциплиной вертикальных двоек, потому что в своё время мы уже объяснили, что нам это нравится, мы готовы вкладывать время и силы, разрабатывать какие-то новые вещи.

И я как раз всегда говорил о том, что с учётом того, что в регионах маленькие трубы, но регионов много, — это станет самой массовой дисциплиной. Так и произошло. И поэтому нужно идти в ногу со временем. Люди, которые приходят в этот спорт, — для них должно всё быть чётко, понятно. Как, зачем, почему. Чтобы были сформированы адекватные правила. Это очень важно. Хотя не все их читают. Я всё время на каждом чемпионате напоминаю участникам, совместно с судьями, что, ребят, прежде всего, если вы занимаетесь каким-то видом спорта, нужно прочитать правила.

В этом году я всё-таки добился того, что в вертикальных двойках будут присваиваться звания мастеров спорта. Дело в том, что изначально мастера спорта в горизонтальных двойках были, потом эти нормативы убрали. Понимая, что вертикальная двойка сложнее, решили когда-то, — ну ладно, будем в вертикальных двойках присваивать максимум КМС, аргументируя это решение тем, что это не международная дисциплина. Ну и собственно с этого началась наша дружба с Федерацией парашютного спорта России. И много лет пришлось всё-таки доказывать, что эта дисциплина важна, сложна, и люди должны быть по достоинству оценены — те, кто вкладывает свои силы, время, деньги и прочее. Плюс эта дисциплина она дает возможность людям, кто живёт не в столицах, проявить себя, показать, что не только в Москве можно развиваться. Что мы тоже хотим и готовы показывать результаты и соревноваться на самом высоком уровне.

— Сегодня ты сфокусировался на тренерстве по большей части. Какие успехи есть у твоих учеников? Какие у тебя есть дальнейшие амбиции именно по части тренерства? Может быть, ты хочешь какую-то команду совсем малышей взять? Может быть, старичков? Есть ли у тебя какой-то тренерский план?
Да, действительно так, что я больше сфокусирован на тренерской работе, но до сих пор продолжаю выступать в вертикальных двойках, четвёрках, — так сказать, играющий тренер. Самой моей первой амбицией было создание первой в мире вертикальной детской четвёрки. Собственно, так и получилось. Я начал тренировать четырёх девочек. То есть, получилась не только первая в мире детская четвёрка за всю историю, но ещё и женская.

Мы ездим постоянно в Тюмень, потому что нам нужен диаметр трубы минимум 3 метра. И на данный момент девочки уже дважды показали результат выше норматива мастера спорта международного класса. Здесь эта история больше уникальна. И мне повезло в плане того, что изначально ко мне пришли эти спортсмены. Повезло с тем, что у них, точнее, у их родителей, есть возможность вкладываться, — и, прежде всего, финансово — в их тренировки. И это просто была всё та же идея, история, а почему не мы? 3 девочки с Екатеринбурга и 1 девочка с Тюмени. Они, собственно, ворвались, создали сенсацию в плане того, как дети могут соревноваться на таком высоком уровне.

И основной моей целью, наверное, как у любого тренера, является выиграть сначала Чемпионат мира, а потом уже Олимпиаду. Хотя аэротрубный спорт не входит в олимпийские виды…
— Ну, поговаривают, что вроде хотят ввести, когда-нибудь.
— Поговаривают, и в целом, если когда-нибудь он всё-таки войдет, то хотелось бы и в двойках, и в четвёрках, и даже самому, соответственно, участвовать, ну, и чтобы воспитанники смогли показать высокие результаты. Мы в целом ориентируемся на мировой уровень. То есть, несмотря на сложную ситуацию в мире сейчас, мы понимаем, что все равно всё когда-нибудь станет нормально. Всё это пройдёт, что всё-таки люди в мире осознают, что спорт никакого отношения к политическим взглядам не имеет.

Русские – это та нация, которая достойно себя показывает во всех видах спорта, и я даже больше скажу, что спортсмены из разных стран в различных видах спорта, а в частности в аэротрубном спорте, очень разочарованы тем, что русские не участвуют. Прямо те же американцы, европейцы, — все они говорят о том, что без русских это не Чемпионат мира. Русские всегда бьются до упора.

В спорте не имеет значения, кто какой нации и так далее. Мы хотим международных соревнований и метим туда. По факту я тренирую сборную Свердловской области по аэротрубным дисциплинам. Сейчас у нас есть две вертикальные четвёрки, около пяти вертикальных двоек. Ну и мы представляем, я бы сказал, крупнейшую делегацию на Чемпионатах России. У нас приезжает 20 человек, и мы все отстаиваем честь нашего региона.
— Это тоже твоя определённая идея? Ты же мог давно куда-нибудь в Москву и Питер уехать, по сути. Ты на Урале.
— Мне нравится этот город. Москву и Питер я в принципе не воспринимаю в плане именно жизни и развития. Москва для меня — это большой такой муравейник, мне всё-таки интереснее создавать здесь и показать, что мы тоже можем. То есть, это своего рода амбиции. А что касается Питера — мне нравится этот город, но климат не подходит.

На Чемпионате России 2024 с напарницей Анной Николаевой
Ден со своей командой — взрослая вертикальная четвёрка
Ден стал Тренером Года-2022
Папа Ден и девочки-юниорки из его команды
Радость от спортивных результатов женской юниорской четвёрки

— Что пожелаешь своим спортсменам, юным и взрослым?
— В первую очередь терпения. Терпение, самообладание — это самое важное. На самом деле, мне повезло со спортсменами, которые у меня тренируются, потому что дисциплина у них есть, понимание, зачем мы это делаем, есть. Желание есть, и я бы пожелал, чтобы так всё и сохранялось, потому что без этих составляющих, собственно, невозможно чего-то достигать, добиваться, показывать высокие результаты. И плюс, когда человек сконцентрирован на какой-то определённой цели, у него формируются амбиции не только в спорте, но и в жизни. Плюс эта концентрация позволяет выполнять полёты безопасно. Это немаловажно в нашем виде спорта. Поэтому всё так же мы на верном пути. Я вообще стремлюсь к тому, чтобы команд становилось больше, больше, больше. И неважно, какую дисциплину они выбирают. Кто что хочет!
— Только не классический парашютизм? 🙂
— Я могу говорить только, в основном, про аэротрубу, потому что провожу в ней очень много времени. Все, что касается прыжков с парашютом, я всегда говорил, что это должен быть осознанный выбор каждого, потому что каждый человек должен взвешивать риски и понимать, какие могут быть последствия. Быть более ответственным, потому что в парашютном спорте дисциплина ещё более важна. Нужно соблюдать меры безопасности и так далее. Скажем, я всегда поддерживаю людей, кто приходит в парашютный спорт, но никогда не настаиваю, не уговариваю. При этом, всегда рассказываю о том, как это всё работает и так далее.

То есть вот, допустим, сейчас ко мне же приходят на тренировки не только профессиональные спортсмены, но приходят и парашютисты-любители, которые в основном воспринимают трубу как тренажёр для того, чтобы в небе, в свободном падении уметь владеть своим телом. Я, естественно, работаю с их запросами, обучаю, приезжаю с ними на аэродром для того, чтобы передать свой опыт, чтобы контролировать безопасность при выполнении прыжков. Потому что фрифлай — это дисциплина, связанная с большим перепадом скоростей в свободном падении. И, собственно, здесь меры безопасности намного жёстче. Поэтому я не могу сказать, что я как-то отделился от парашютного спорта. Нет, парашютный спорт для меня это сейчас в большей степени хобби. А аэротруба — это и хобби, и моя работа.
— И призвание.
— Это мы узнаем позже.
— Я думаю, что ты на своём месте. Получилась классная беседа! Классная беседа с кем? С крутым тренером Денисом Козловым. Собираетесь летать в небе в свободном падении? Вы знаете теперь, к кому идти за тренировками, если вдруг почему-то не знали. Пока-пока!

Источник:

Личные архивы Дена Козлова

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Открытые источники в сети Интернет
180
180

Источник:

Личные архивы Дена Козлова

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Открытые источники в сети Интернет
31.12.2024

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001