Историю Екатеринбургского авиаклуба можно представить как синусоиду. Времена бурного развития или спокойного благополучия сменяются трудными периодами и кризисами.
Сегодня авиаклуб живёт, работает, воспитывает новых спортсменов — но скорее на энтузиазме тех, кто выступает за авиаидею и её развитие. Дело в том, что последние 30 лет авиаклубам ДОСААФ необходимо самостоятельно зарабатывать средства на своё существование, но как правило руководят ими военные (чаще всего, лётчики) в отставке, ранее не практиковавшие предпринимательскую деятельность. Навыка привлечения ресурсов и средств, а также продвижения своих услуг нет, соответственно, заработанного хватает на невысокие зарплаты сотрудникам и покрытие текущих расходов. Как только случается необходимость в капитальном ремонте самолёта или даже в плановом ТО, — наступают трудности, потому что «лишних» 8–20 миллионов рублей в кассе попросту нет.
Но вернёмся к авиаклубу.
С 2017 года по настоящий момент Екатеринбургским авиационно-спортивным клубом руководит заслуженный военный лётчик Российской Федерации Александр Иванович Ковалёв. В его прошлом — служба в ВВС, учёба в Академии Генерального штаба.
С точки зрения инфраструктуры аэродрома Логиново принципиальных изменений с момента реконструкции в 2007-2009-х годах не произошло. Всё так же функционируют главное многофункциональное здание, гостиничный комплекс, служебные и хозяйственные сооружения. Периодически происходят косметические обновления — так, в 2019 году был забрендирован укладочный зал и оформлен новыми стендами и графикой класс учебной подготовки.
А сам Екатеринбургский авиаклуб живёт тем, что проводит парашютные прыжки и полёты на самолёте, а также предоставляет аэродром на время учебных мероприятий военных и спасателей. Прыжки и полёты осуществляются на аэродроме Логиново, из рабочей техники авиапарка — 1 самолёт Ан-2. Кроме того, с авиаклубом сотрудничают различные досуговые и спортивные организации — на аэродроме проводятся спортивные мероприятия, социально-спортивные проекты и даже авиафестивали.
Поговорим чуть подробнее о каждом из направлений.
Прыжки с парашютом
Проводятся с единственного оставшегося на «ходу» самолёта Ан-2 каждые выходные (по погоде).
Прыгнуть с парашютом можно:
- самостоятельно,
- в тандеме с инструктором,
- как спортсмен, имея соответствующие допуски.
1) Самостоятельные прыжки с парашютом
Отличная возможность быстро и без больших усилий попробовать себя в небе, сделать самому шаг из самолёта в облака и услышать безмятежную тишину под белым куполом.
Такие прыжки проводятся с высоты 800 метров с парашютами «Юниор», «Д-6».
Все желающие в возрасте от 14 лет, подходящие по требованиям здоровья и физических данных (рост / вес), могут пройти специальную начальную подготовку по программе №1 СПП-2010 «Ознакомительные прыжки с парашютом». Группа проходит инструктаж, отрабатывает необходимые навыки на тренажёрах и в подвесных системах, сдаёт зачёт и получает допуск на самостоятельный прыжок.
Раскрытие парашюта — принудительное. Кроме того, обязательно наличие запасного парашюта со страхующим прибором ППК-У, который обязательно сработает на заданной высоте, если парашютист после раскрытия его не деактивирует.
Ознакомительный прыжок с круглым парашютом — часто первый шаг к авиаспорту. Несмотря на то, что парашютный спорт сегодня труднодоступный в финансовом плане для молодёжи, эта самая молодёжь всё равно попадает на аэродром. Но, как правило, это военно-патриотические клубы, кадеты и юнармейцы, участники грантовых проектов.
2) Прыжок с парашютом в тандеме с инструктором
В этом прыжке уже можно почувствовать всю прелесть свободного падения — высокая скорость, развевающиеся в воздушном потоке щёки и захватывающие виды аэродрома с высоты. При этом контроль за ситуацией остаётся полностью за инструктором.
Прыжок осуществляется с высоты 2 километра с управляемым парашютом типа «крыло». Инструктор — а это опытный человек, напрыгавший не менее 1 000 прыжков, прошедший соответствующие обучение и сертификацию, — сам контролирует весь процесс свободного падения, а также раскрытие, пилотирование и мягкое приземление парашюта. Поэтому остаётся только расслабиться и наслаждаться.
Это единственная возможность не проходя специализированное обучение на спортсмена насладиться настоящим свободным падением. Дело в том, что в свободном падении без навыков управления своим телом в воздушном потоке человек попадёт в беспорядочное падение, что влечёт за собой плачевные последствия при раскрытии парашюта — если в таком падении вообще получится что-то раскрыть.
Прыжок в тандеме по сути исключает любую самостоятельность начинающего парашютиста, но позволяет без больших финансовых вложений и временных затрат испытать те сильные эмоции, которые на земле попросту недоступны. Этот вид прыжков доступен и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но сама возможность такого прыжка обязательно обсуждается с руководителем парашютного звена, так как факт маломобильности тандем-пассажира сразу в разы осложняет работу инструктора.
Также тандем-прыжок в одной из двух программ обучения на спортсмена-парашютиста является самым первым — нулевым — уровнем прохождения программы, когда будущий спортсмен знакомится со свободным падением и контролем высоты в небе.
3) Спортивные прыжки с парашютом
Доступны только после прохождения специальной программы подготовки спортсменов-парашютистов. Таких программ существует 2 вида:
- классическая программа,
- программа ускоренного обучения AFF.
Суть классической программы сводится к тому, что начинающий парашютист совершает прыжки с учебным круглым парашютом (П1-У в нашем случае), постепенно по мере выполнения заданий от инструктора увеличивая высоту свободного падения. Это прыжки с задержкой раскрытия на 3, 5, 10, 20 и 30 секунд. Короткие задержки предназначены для того, чтобы спортсмен привык к парашюту и его управлению, справился со страхом, научился правильно отделяться от самолёта и смог «улечься» на воздушный поток. С увеличением высоты свободного падения спортсмену даются различные задания на прыжок: стабильно ровно пропадать, перемещаться в воздухе по горизонтали и вертикали, совершать вращения на 90-180-360 градусов с остановкой, сделать сальто, восстановиться из беспорядочного падения, практиковать отделения «под хвост» и «на мотор», показать имитацию раскрытия парашюта типа «крыло».
Когда все задания выполнены, спортсмен получает заветный допуск на самостоятельные прыжки с управляемым парашютом. Такое обучение, как правило, растянуто на пару месяцев. Программа осуществляется на аэродромах, где летает Ан-2 (т. е. отсутствует высотный борт). Собственно, именно она практикуется на аэродроме Логиново.
Суть ускоренной программы AFF сводится к тому, что начинающий спортсмен сразу совершает прыжки со свободным падением с высоты 4 километра с парашютом типа «крыло» и в целом, если ему повезло с погодой и он быстро схватывает, такую программу можно пройти за 8 прыжков. Сперва студент тщательно изучает всю необходимую теорию совместно с инструктором, отрабатывает навыки в аэротрубе, а затем проходит прыжковые уровни — 0-7. На каждом уровне стоит своя задача — от простого ровного падения с контролем высоты и самостоятельными раскрытием, пилотированием и приземлением до выполнения различных движений и перемещений в воздухе. Нулевой уровень начинается с прыжка в тандеме, чтобы спортсмен освоился со средой, в которой ему предстоит обучаться. На первых прыжках студента держат сперва два, а затем один инструктор. Они же раскрывают спортсмена, а также ловят его в небе, если он теряется или попадает в беспорядочное падения или штопор. В конце программы, на восьмом уровне, спортсмен уже отделяется самостоятельно и выполняет комплекс заданий (от сальто до разбежки). 1 инструктор находится рядом и фиксирует происходящее на видео.
Если все уровни пройдены и задания выполнены, спортсмен получает допуск на самостоятельные прыжки с парашютом типа «крыло». В настоящее время почти на каждом аэродроме, практикующем AFF, сразу предлагается пройти так называемый 8-й уровень AFF с получением лицензии категории А — в эту программу входит обучение укладке парашюта, прыжки с коучем, прыжки с малой высоты (hop&pop, вышел и раскрылся) и самостоятельные прыжки. По этой программе можно довольно быстро пройти обучение, но она практикуется исключительно на тех аэродромах, где есть высотный борт, способный поднять на 4 километра. На Урале единственное место, где это возможно, — аэродром Устиново в Миассе.
Если у спортсмена уже есть все необходимые допуски, он может совершить прыжки на аэродроме Логиново с высот 800, 1000, 1200, 1700 и 2000 метров.
Полёты на самолёте
Также на аэродроме Логиново практикуются ознакомительные полёты на самолётах. Частные пилоты со своим(и) самолётам(и) заключают договор с ДОСААФ. Аэродром предоставляет стоянку, обеспечение полётов, пользование взлётно-посадочной полосой. Пилоты осуществляют полёты.
Сегодня в Логиново летают:
- 4-местные Cessna 182 — идеальны для семейных или парных воздушных прогулок,
- 2-местный Zlin 142 — заметный издалека тигролёт, на котором можно как совершать прогулки, так и осуществлять некоторые фигуры пилотажа,
- 2-местные EuroStar и Aeropract, идеальные для начинающих пилотов во время обучения,
- 2-местный Як-52 — фигуры высшего пилотажа и испытание вестибулярного аппарат на прочность :).
Также в авиаклубе можно пройти обучение по программам «Пилот – любитель» и «Лётчик-спортсмен». Но лицензию частного пилота не получить — за этим ехать в специализированные центры, в Екатеринбурге таких нет.
Спортивные проекты и мероприятия
Сегодня на аэродроме проводятся соревнования и спортивные мероприятия. Что касается соревнований, то стандартный годовой спортивный план включает в себя Чемпионат Свердловской области по парашютному спорту (точность приземления), Чемпионат УрФО по парашютному спорту (точность приземления) и Всероссийские соревнования «Европа-Азия». Все эти мероприятия организуются Федерацией парашютного спорта Свердловской области и собирают на аэродроме от 50 до 80 спортсменов региона и страны.
По инициативе отдельных спортсменов проводятся обучающие кэмпы. Так, в 2020-м году Александр Рыженков проводил обучение по купольному пилотированию для спортсменов Екатеринбурга на базе Логиново — порядка 15 спортсменов подтянули свои спортивные навыки и прокачали безопасные приземления.
Проводится обучение и вовлечение в парашютный спорт юниоров и молодёжи. Часть из них воспитывается силами авиаклуба — ежегодно до 10 мест предоставляется активным школьникам и студентам, желающим связать себя с небом. Ребята помогают на аэродроме — укладывают парашюты, мою и заправляют самолёт, помогают на хоз.работах — и взамен проходят обучение и становятся спортсменами-парашютистами авиаклуба. Как правило, эти места быстро занимаются выросшими детьми парашютистов или ребятами, кто в рамках спец.программ посещал аэродром и знает, что такая возможность есть. Широкого анонса делать не получается, так как очередь желающих на эти места есть всегда.
Кроме того, Федерацией парашютного спорта Свердловской области проводятся проекты по вовлечению молодёжи в авиаспорт:
- «Знакомство с небом» — возможность для школьников бесплатно (но по отбору) совершить ознакомительный прыжок. Есть возможность пройти обучение на спортсмена-парашютиста для самых инициативных и перспективных.
- «Юность в облаках» — социально-спортивный проект, предоставляющий возможность ребятам с непростым настоящим совершить парашютные прыжки и изменить свою жизнь, попав в сборную Свердловской области.
- «Небо над Родиной» — проект сохранения исторической памяти, в рамках которого школьники и студенты могут выиграть прыжки с парашютом, участвуя в викторинах на познавательных экскурсиях. Цель таких прыжков — формирование чувства сопричастности к героям уральского неба.
- «ЮнАвиа» — поддержка военно-патриотических клубов, предоставление возможности совершить бесплатный прыжок ребятам, кто хочет связать свою дальнейшую жизнь и профессию со службой Родине.
Образовательные и досуговые проекты
Аэродром стал площадкой для 3 ярких проектов, продвигающих авиацию в Екатеринбурге:
- Фестиваль «Крылья Урала» (2015–2019-й годы),
- Семейные авиафестивали «День Авиатора» (2022–2023-й годы),
- Проект вовлечения школьников в авиацию «Авиастажировка» (2023 год).
Патриотический фестиваль
«Крылья Урала»
Открыть страницу проекта В контакте
Авиационный патриотический фестиваль впервые прошёл в 2015 году, собрав на 275 гектарах два десятка воздушных судов, несколько команд парашютистов и более 3000 зрителей. Цель фестиваля — познакомить екатеринбуржцев с различными направлениями авиаспорта и развивать сотрудничество между пилотами и организациями. Основным организатором мероприятия выступило Региональное отделение ДОСААФ России Свердловской области.
Фестиваль вызвал большой интерес и проводился в последующем каждое лето вплоть до 2019 года. В 2020-м году коронавирусные ограничения вызвали экономические трудности, сегодня проект на паузе.
Традиционно фестиваль включал выставку летательной техники, показательные выступления парашютистов, полёты парапланеристов, дельтапланеристов и аэростатов, шоу авиамоделистов, множество мастер-классов, семинар и ярмарку.
Семейные авиафестивали
«День Авиатора»
У истоков фестивалей — начинающий пилот Вероника Пиджакова и парашютист Станислав Носов. Именно с их инициативы и идеи началась целая серия авиационных семейных праздников и обучающих мероприятий для школьников в Логиново.
Осенью 2021 года была запущена серия экскурсий для школьников Свердловской области. Более 3 000 ребят, от совсем малышей из групп детских садов до выпускников общеобразовательных школ, посетили аэродром Логиново и прошли 18 экскурсионных слотов. Дети и подростки знакомились с настоящими пилотами и парашютистами, узнавали от первых лиц всё самое интересное и парашютном спорте и профессии пилота, примеряли и укладывали парашюты, знакомились с устройством самолётов, смотрели захватывающее авиашоу.
Летом 2022 года проект вырос в семейный авиафестиваль. Первый же фестиваль, приуроченный к Дню Семьи, собрал без рекламы и анонсов более 3 000 участников. Гости аэродрома знакомились с авиацией, устраивали пикник с видом на взлётную полосу, участвовали в праздничной программе, посещали экскурсии и наблюдали за пилотажем Як-52 и прыжками парашютистов.
Следующий фестиваль — через неделю! — собрал уже 7 000 гостей, а через 2 недели — 11 000! В конце июня сотрудники думали выдохнуть, фестиваль анонсировать не стали, но гости всё равно приехали — около 1 000 человек, сила сарафанного радио. Резко возросло количество желающих совершить прыжок с парашютом или полёт на самолётах, сотрудники аэродрома постоянно обрабатывали заявки, запросы на услуги превышали возможности эти услуги реализовать. 8 выходных тысячи людей приезжали на аэродром за впечатлениями и авиазнаниями— на «День Семьи» в июне (4 дня), на «Небо вместо моря» в июле (2 дня), на «Авиатехнофест» в августе (1 день) и на «День авиатора» в сентябре (1 день).
Показатели первого сезона-2022
В 2023 году было принято решение продолжить серию авиафестивалей в мае, июне, июле, августе и сентябре и включить в них экскурсии для школьников. Так, только в мае аэродром принял более 1 500 ребят со всей Свердловской области на экскурсии по аэродрому (ранее это количество не превышало 500 человек в день). Стандартная же программа самого фестиваля включала в себя какое-либо зрелищное мероприятие на лётном поле каждые 30 минут — шоу авиамоделистов, показательные прыжки парашютистов, пилотаж самолётов, шоу роботов. Кроме того, работали детские площадки с творческими активностями, проходило мотошоу и даже фестиваль красок Холи.
Примечательно, что помощниками-гидами проекта становились ученики выпускных классов и колледжей Екатеринбурга, которые тяготеют к авиации. Команда из 187 молодых инициативных волонтёров была создана на проекте и готова продолжать вносить свой вклад в авиаисторию.
Проект
вовлечения школьников
в авиацию
«Авиастажировка»
В июле 2023 года дебютировал проект, цель которого — познакомить тяготеющих к небу школьников к различными авианаправлениями и показать им открытые возможности для профориентации уже сегодня. Авиастажировка была организована Федерацией парашютного спорта Свердловской области при поддержке Екатеринбургского авиаклуба ДОСААФ РФ и ряда спортивных федераций, связанных с авиаспортом.
В течение 5 дней авиасмены 26 ребят познакомились:
- Со сверхлёгкой авиацией — парапланами, дельтапланами, планерами. Попробовали себя в сборке летательных аппаратов и в полётах на специальных тренажёрах.
- С авиамоделизмом — и собрали свою первую модель планера и самолёта.
- С большой и малой гражданской авиацией, а также с уральской авиакомпанией и учебно-тренировочным центром гражданской авиации. И, конечно же, с аэродромом Логиново и его авиапарком.
- С космосом — и с тем, как туда попасть из авиации. А также с легендарной семьёй Прокопьевых как примером авиа-космической семьи.
- С парашютным спортом — и тем, где он сегодня применим в профессии. А ещё занимались укладкой и аэротрубной тренировкой.
Проект собрал положительные отклики родителей и детей, и единственным сожалением участников была длительность программы — ключевое пожелание к сезону-2024 звучало как «сделайте подольше». Что ж, попробуем!
Контакты Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба
Местонахождение офиса Екатеринбургского АСК ДОСААФ РФ:
г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 31/д, оф. 303.
Рабочее время: пн–пт с 09:00 до 17:00
Местонахождение аэродрома:
Свердловская область, Белоярский городской округ, деревня Логиново, ул. Полётная, д. 1.
Координаты аэродрома:
56.647805, 61.362963
Контактная информация:
- сайт taplink.cc/aerologinovo
- сообщество В контакте vk.com/aviaclubekb
- e-mail aviasport-ekb@mail.ru
Контакты для записи:
- Самостоятельные прыжки с парашютом
+7 (912) 230 16 36 - Прыжки с парашютом в тандеме с инструктором
+7 (950) 553 27 68 - Полёты на самолётах | общая информация | подарочные сертификаты
+7 (343) 371 36 40
Что дальше?
История авиаклуба продолжается. Региону и стране нужны новые спортсмены, парашютисты, лётчики, пилоты и космонавты. А начинают они, как правило, с родного авиаклуба. Нужны новые ресурсы, новая техника. Нужно строить свои самолёты. А для этого важно, чтобы у молодого поколения горели глаза небом. Это возможно только когда это небо доступно и когда история его покорения в твоём родном крае тебе известна на уровне имён, событий и достижений.
Именно за этим и существует проект Небо над Родиной.
И в следующих статьях мы будем знакомиться с яркими представителями парашютного спорта Екатеринбурга и авиаклубами Урала.