Тюменский авиационно-спортивный клуб сегодня вовсю встаёт на ноги после нескольких лет разорения и неэффективного руководства. У руля авиаклуба вновь работают люди, преданные небу, — и возобновились прыжки с парашютом, полёты на самолётах и соревнования.
Какой же была эта непростая история?
Основание и первые годы работы клуба
Как и практически все аэроклубы Урала, Тюменский начал своё существование на основании решения областного совета ОСОАВИАХИМ. Март 1934 года — решено создать в Тюмени аэроклуб, планерную станцию и парашютную вышку. В 1935 году на окраине города за мясокомбинатом был очищен от кустарников участок земли для лётного поля, а уже 27 ноября состоялось торжественное открытие аэроклуба.
Власти города поддержали просьбы комсомольских организаций, типографии, судоверфи, заводов «Механик», «Красный Октябрь» и других коллективов — и на нужды аэроклуба выделяются:
Основателем и первым начальником клуба стал Вениамин Катаев. В первую учебную группу вошли 15 юношей и 5 девушек. Все они были комсомольцами и удивляли горожан своим трудолюбием, работая на благоустройстве лётного поля и строительстве ангара и вспомогательных помещений. В дни полётов горожане собирались за городом и с удовольствием наблюдали взлёты и посадки самолётов. Многие из зрителей, влюбляясь в этот вид спорта, впоследствии также становились учлётами.
В 1936 году в аэроклубе было подготовлено:
I ступени
18 февраля 1937 года был открыт филиал Тюменского аэроклуба в Ялуторовске, начальником которого стал товарищ Милютин. Собственно, сегодня именно на аэродроме Ялуторовск и проходят парашютные прыжки и полёты на самолётах.
Аэроклуб
в годы войны
В 1941 году Тюменский аэроклуб временно передислоцировали в Омск, на аэродроме которого базировалось Бауманское военное лётное училище. И только 7 августа 1948 года он вернулся с новым названием — Тюменская парашютно-планерная станция. Командиром ее назначили Федора Завьялова (впоследствии он стал основателем и первым начальником Ишимского АСК РОСТО).
К началу Великой Отечественной войны в клубе было подготовлено около 200 пилотов. Все лётчики, получившие навык пилотирования на ПО-2 под тюменским небом, ушли на фронт и воевали достойно, подавая многим пример. Из тюменских лётчиков 5 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Павел Степанович Шаров
(16 июля 1922 г.–23 октября 2004 г.)
Павел Степанович Шаров родился 16 июля 1922 года в селе Созоново в крестьянской семье, где всё домашнее хозяйство держалось на матери. В 1930 году мать Татьяна умирает, и Павел становится круглым сиротой. Мальчик живёт в людях — деревня взяла его на воспитание. С малых лет 6-летний Паша научился зарабатывать себе на пропитание, работая подпаском помощником пастуха.
В 1931 году Павел Шаров, в складчину, одетый и обутый всей деревней, отправился в 1-й класс местной школы. Учёба ему давалась легко, он даже начал проявлять склонность к рисованию. Так и окончил 4 класса Созоновской начальной школы. В 1935 году односельчане отправили его учиться в соседнюю деревню Борки, где он окончил ещё 3 класса, что по тем временам считалось хорошим образованием. Паша продолжал рисовать и даже выменивал свои рисунки на еду. В 1937 году, окончив Борковскую семилетку, Павел Шаров решил поступать в Тюменский сельхозтехникум. В 15 лет оказавшись в городе без поддержки родственников и без денег, он не растерялся. Ему выделили место в общежитии. Днём Павел учился, а вечерами и ночами работал грузчиком на железнодорожной станции и в речном порту. Будучи студентом техникума, он записался на курсы в Тюменский аэроклуб. К тому времени он уже получил диплом землеустроителя, но работать по специальности Паше будет не суждено. Любовь к авиации станет главной в его жизни. По совету комиссара аэроклуба он едет поступать в Омское авиационное училище и в 1941 году успешно его заканчивает.
Когда началась война, Павел Шаров служил в 9-м запасном тренировочном полку. Здесь ему пришлось переучиваться на самолёт ПО-2. После этого — новое место службы, в 29-м Краснознамённом бомбардировочном полку. И снова учёба в технических классах, отработка учебных бомбометаний. На фронт Павел Шаров попал в 1943 году. Боевое крещение принял на подступах к Смоленску, в районе Духовщины. Участвовал в боях за освобождение Смоленской, Псковской и Витебской областей, Литовской и Латвийской ССР.
Старший лейтенант Шаров, заместитель командира эскадрильи, показывал на фронте чудеса храбрости и грамотного ведения боя. Его боевая машина — штурмовик Ил — несколько раз была подбита врагом, но, отметав бомбы по объектам врага, он умудрялся долететь на израненном самолёте до аэродрома. Не раз подбитый немцами самолёт оставлял шанс для жизни, и экипаж удачно приземлялся на парашютах. Приходилось совершать посадку и на вражеской территории, чтобы забрать сбитый экипаж своего ведомого. В переполненной кабине, рассчитанной только на лётчика и стрелка-радиста, мужественный сибиряк Шаров ухитрялся спасти боевых друзей из-под самого носа фашистов.
На боевом счету Павла Степановича Шарова:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Павлу Степановичу Шарову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. После войны полковник авиации Павел Степанович Шаров жил в Екатеринбурге. Находясь на пенсии, вёл большую патриотическую работу среди молодёжи. 23 октября 2004 года сердце Героя Советского Союза навечно остановилось.
Африкант Платонович Ерофеевский
(26 марта 1917 г.–16 марта 1976 г.)
Африкант Платонович Ерофеевский — знаменитый «воздушный гусар», самый трудолюбивый и импозантный лётчик Великой Отечественной войны — на его счету 1 034 боевых вылета за 4 военных года! Как известно, война длилась 1418 дней — получается, Африкант Платонович Ерофеевский чуть ли ни ежедневно выполнял опасные задания командования, поднимая свою крылатую машину в небо.
За право именовать этого человека своим земляком борются и ульяновцы, и туляки, и томичи. Но своим считают его и тоболяки — родился Африкант Платонович в маленьком селькупском селе Тымск ныне Каргасокского района Томской области, но в 1921 году семья Ерофеевских переехала в Тобольск.
Большая семья Ерофеевских при Советской власти выбилась из нужды, Платон Александрович и Мария Ипатьевна дали всем детям образование и профессии. Африкант учился в средней школе №1, отличался независимым и решительным характером, мечтал стать военным лётчиком. Окончив неполную среднюю школу в 1934 году, он поступил в только что созданный в Тюмени аэроклуб ОСОАВИАХИМ. А в 1935 году Ерофеевский был принят в Ульяновскую военно-авиационную школу пилотов, окончив её, продолжил обучение в Пермской военно-авиационной школе пилотов.
Воздушная армия, в которую попал осенью 1941 года Африкант, защищала подступы к Ленинграду. Задача его эскадрильи бомбардировщиков состояла в том, чтобы задержать немецкие танки — не дать им перерезать железнодорожную линию, снабжавшую Ленинград боеприпасами и продовольствием. За световой день приходилось делать по 4–5 вылетов. Бомбовые удары пилотов нанесли немалый ущерб наступающим частям германской группировки «Север», но блокады Ленинграда избежать не удалось.
Дважды ранили отважного лётчика, и особенно тяжело в одном из первых боёв в августе 1941 года. Но он всё равно рвался на фронт. После ранения Африкант пересел на знаменитый ПО-2. Вместе с авиационными техниками усовершенствовал подвесы, чтобы брать больше бомб на борт. Ерофеевскому лично не раз приходилось встречаться в небе с немецкими истребителями, но он умел ускользать от них, маневрируя над самой землёй, практически задевая макушки деревьев. К фронтовому огню он давно привык и усвоил одно: действовать надо активно в любых условиях. Талантливого лётчика заметили, и в январе 1942 он становится командиром звена, через полгода — заместителем командира эскадрильи, с ноября 1942 — командует эскадрильей сам. К октябрю 1943 года майор Ерофеевский командовал эскадрильей 717-го бомбардировочного авиаполка 242-й ночной бомбардировочной авиадивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года майор Африкант Ерофеевский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
После войны полковник Ерофеевский командовал авиационным полком в городе Каунасе. Ритм жизни Африканта Платоновича Ерофеевского не изменился — он всё также продолжал выполнять специальные правительственные задания. Совершал опасные полёты в Заполярье. Участвовал в одной из первых послевоенных полярных экспедиций. Пилоты его полка первыми в стране учились летать на новых вертолётах Ми-4. Эти вертолёты собирались использовать во время первой советской экспедиции в Антарктиду. И неугомонный Африкант Платонович сумел освоить и вертолёт.
Каждый год, в День Советской армии и в День Победы, Африкант Ерофеевский надевал свой парадный китель с многочисленными наградами и «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Так было и в 1975-м, юбилейном году 30 лет со дня Победы. До следующего Дня Победы прославленный лётчик уже не дожил. 18 марта 1976 года его не стало.
Виктор Леонидович Худяков
(14 декабря 1923 г.–12 февраля 1945 г.)
Виктор Леонидович родился в городе Тюмень в семье служащего. Окончил 10 классов, а также прошёл подготовку в Тюменском аэроклубе. В Красной Армии служил с октября 1941 года. В июне 1942 года окончил Первое Томское артиллерийское училище.
В действующей армии находился с января 1943 г. Воевал на Западном, 3-м Белорусском фронтах. Командир батареи 392-го пушечного артиллерийского полка капитан Худяков с батареей 1–8 февраля 1945 года в районе населённого пункта Гермау отражал контратаки противника, нанося ему значительный урон в живой силе и боевой технике. Умер от ран 12 февраля 1945 года — звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно.
Александр Евстафьевич Звягин
(23 октября 1922 г.–26 апреля 1991 г.)
Родился в селе Пуйко Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа в семье охотника. Проживал в Тобольске и в Тюмени. Окончил 9 классов и прошёл обучение в Тюменском аэроклубе.
В Красной Армии служил с мая 1941 года. В 1942 году окончил Омскую военную авиационную школу пилотов. Принимал участие в боях на 1-м и 4-м Украинских фронтах. Освобождал Украину, Польшу, Чехословакию. Старший лётчик 208-го штурмового авиационного полка лейтенант Звягин к концу войны совершил 152 боевых вылета на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери. В воздушных боях лично сбил 3 вражеских самолёта и в составе группы ещё 2. Звание Героя Советского Союза присвоено Александру Евстафьевичу 15 мая 1946 года.
После войны он продолжил службу в Военно-воздушных Силах. В 1960 году в звании майора уволен в запас. Проживал в Херсоне (Украина), работал крановщиком на судостроительном заводе.
Тамерлан Каримович Ишмухаметов
(18 августа 1919 г. – 15 мая 1995 г.)
«Когда я вылетал на задание, фашисты, бывало, предупреждали своих: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Тамерлан!»» — рассказывал Тамерлан Каримович.
Родился Тамерлан Ишмухаметов в деревне Осиновой Ялуторовского уезда в семье сибирских крестьян. После семилетки продолжил учёбу в Свердловском педагогическом техникуме, затем преподавал в Осиновской школе колхозной молодёжи Ялуторовского района. После призыва в Красную Армию в 1940 году окончил Первую Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. Так осуществилась его детская мечта.
В феврале 1942 года Тамерлан Каримович был направлен на фронт. После кропотливой самостоятельной подготовки (изучения района боевых действий и боевых средств противника, тренировок в пользовании радиооборудованием, мысленном выполнении полёта по приборам и т. д.) воевал он расчётливо и смело. Прорывался сквозь огонь вражеской зенитной артиллерии, уничтожая фашистов и их технику. Щедро делился опытом с боевыми товарищами. В звании старшего лейтенанта и должности заместителя командира авиаэскадрильи отважный Тамерлан Каримович Ишмухаметов участвовал в боях за Родину на Кавказе и Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии. Был участником Штеттинской операции, уничтожал врага в пригородах Берлина.
Всего за войну на счету Тамерлана Каримовича Ишмухаметова:
Возобновление работы
После окончания войны, спустя 4 года, 7 августа 1949 года образуется Тюменская парашютно-планерная станция. В этом же году под авиаклуб отдано здание Крестовоздвиженского Храма. На его территории располагался гараж для хранения учебной техники, стояли 2 самолёта. Авиаклуб просуществовал в здании церкви до 1967 года. А через 3 года было построено здание Дома Обороны, в которое и переехал Тюменский областной комитет ДОСААФ — здесь обучали лётчиков, парашютистов, радистов и водителей.
С 1950 по 1968 годы 9 планеристов клуба выполнили нормативы мастера спорта СССР. Некоторые из них — Николай Чураков, Алексей Новиков, Леонид Киреев, Александр Пинегин, Георгий Киреев — остались работать в авиаклубе и готовить себе достойную смену. В 1968 году станция была переименована в Тюменский авиационно-спортивный клуб РОСТО. Тогда на самолётах готовили лётчиков для гражданской авиации и десантников для армии и флота. И, конечно, активно развивался спорт — например, в те времена Тюменский авиаклуб занимал 2–3 места в стране по планеризму.
О подготовке парашютистов в видеокадрах.
1974–1976 годы.
Авиаклуб
на стыке эпох СССР и России
Шли годы. Город рос, и учебный аэродром был вытеснен за его черту. В 1982 году началось строительство нового аэродрома Пустошкино для Тюменского АСК РОСТО за Ялуторовском. В 1986 году аэродром был готов к приёму новой техники и тренеров-авиамехаников.
Сохранились 2 сюжета с аэродрома — обычный лëтный день: курсанты-лётчики ДОСААФ и их полёты на учебно-тренировочном спортивном самолёте Як-52. Снимал Виктор Завьялов летом 1987 года.
В 1990 году в клуб поступил одноместный спортивный самолёт Як-55 — и уже на следующий год команда по самолётному спорту Тюменского авиатехнического спортивного клуба заняла 1-е место на зональных соревнованиях в чемпионате России.
В 1993 году на чемпионате России команда Тюменского авиаклуба заняла 2-е место по высшему пилотажу. К тому времени норматив мастера спорта по этому виду спорта выполнили 5 человек:
- Юлия Анисимова,
- Алексей Хребтов,
- Владимир Палей,
- Константин Лефанов,
- Людмила Лефанова.
С 1991 по 1994 годы тюменские команды парашютистов и лётчиков ежегодно занимали призовые места.
Парашютное звено готовило спортсменов по нескольким направлениям:
- классический парашютизм,
- групповая акробатика,
- купольная акробатика,
- пара-SKI.
Команда по купольной акробатике была создана в 2000 году, а через 5 лет после этого звание мастера спорта было присвоено 7 спортсменам, тренирующим эту парашютную дисциплину.
Интересный факт: в 2002 году в гости к Тюменскому авиаклубу приезжал Леонид Якубович — не секрет, что бессменный ведущий «Поле Чудес» увлекается авиацией и сам является пилотом. Тюменские лётчики по заслугам оценили мастерство известного гостя.
Об истории авиаклуба в видеокадрах.
Рассказывает Владимир Палей
Аэродром Пустошкино в наши дни
Пережив 90-е и нулевые, авиаклуб, тем не менее, несколько раз оказывался на грани закрытия — кризисы, кадровая неразбериха, конфликты между руководством и персоналом авиаклуба. В 2018 году к руководству Тюменским авиационно-техническим спортивным клубом вновь пришёл Владимир Михайлович Палей, который уже дважды принимал руководство организацией в 1990-м и 2010-м годах. Сам он дружит с небом уже больше 40 лет — пилотирует самолёт с 1978 года, является мастером спорта по самолётному спорту, имеет I разряд по парашютному спорту, а с 1988 года — статус инструктора, обучает других лётному делу.
Из комментария Владимира Михайловича порталу 72.ru в 2021 году:
Потихоньку возобновилась деятельность. Вновь стали проводиться прыжки с парашютом, которых некоторое время не было вообще — из-за неправильного ведения документации полёты были запрещены, а спортсмены ездили тренироваться в другие города.
Сегодня на аэродроме Пустошкино можно:
- совершить самостоятельный прыжок с круглым парашютом «Юниор» с высоты 900 метров,
- совершить прыжок с тандеме с инструктором с высоты 2 500 м,
- пройти обучение на спортсмена-парашютиста по классической программе,
- совершать спортивные парашютные прыжки с высот до 3 000 м,
- осуществить полёт на самолёте-амфибии СК-12 Орион,
- попробовать полёт с фигурами пилотажа на Як-52,
- принять участие в организованной экскурсии по аэродрому.
На аэродроме работает самолёт Ан-2, поднимающий до высоты 3 000 м.
Что касается спорта, Тюменский авиационно-технический спортивный клуб ежегодно проводит парашютные соревнования. Самые известные среди — на точность приземления — Кубок памяти Ефремова и Кубок Вениамина Катаева.
Кубок памяти Ефремова — традиционно проводится в последние выходные мая. Съезжаются 50–80 спортсменов из Тюменской области, Нижневартовска, Омска, Екатеринбурга и других городов.
Кубок Вениамина Катаева — открытые областные соревнования, проводятся в последние выходные сентября. Соревнуются порядка 50 спортсменов из Тюмени, Увата, Ишима, Ялуторовска, Сургута, Нижневартовска, Нижнего Тагила, Омска и Челябинска.
Контакты Тюменского
авиационно-технического
спортивного клуба
Местонахождение офиса Тюменского авиационно-технического спортивного клуба:
г. Тюмень, ул. Ямская, д. 116, оф. 9
Местонахождение аэродрома:
Тюменская область, г. Ялуторовск, автодорога Ялуторовск–аэродром Пустошкино, ст. 1
Координаты аэродрома:
56.669358, 66.251105
Контактная информация:
сайт atsc72.ru
сообщество В контакте vk.com/atsk72
Контакты для записи:
Прыжки с парашютом | общая информация | подарочные сертификаты
+7 (919) 935-79-99 Денис Николаевич (г. Тюмень)
+7 (904) 491-09-47 Илья Геннадьевич (г. Тюмень)
+7 (982)903-24-22 Владимир Викторович (г. Ялуторовск)
Полёты на самолёте | подарочные сертификаты
+7 (912) 998-52-54 Владимир Михайлович