30 апреля 1933 года принимается решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов. Одним из них является Нижнетагильский клуб, с богатой историей, существующий и по сей день.
Основание и первые годы работы клуба
Это стало большим событием для города. Множество тагильских предприятий своими денежными взносами участвовали в создании учебной базы. «Тагилстрой» построил лётное поле и ангар, купил один самолет У-2. Верхнетуринский завод приобрёл для аэроклуба второй самолёт. Воинская часть предоставила третий. Всей тагильской промышленностью поддержали начало авиаистории — от хлебозавода до горсовета, от промсоюза до обычных жителей города и окрестностей.
Итак, на старте своей работы у клуба имеются:
- 3 учебно-тренировочных самолёта У-2,
- помещение с оборудованными классами для теоретической подготовки в районе Гальянки,
- аэродром и ангар для хранения авиатехники, построенные собственными силами на окраине города.
Неплохое начало! И здорово, что аэроклуб случился усилиями всего города.
Уже на 1934–1935 учебный год был утверждён план подготовки авиационных специалистов:
В это же время открываются филиалы аэроклуба:
- на Уралвагонстрое, где выделяется помещение и строится взлётно-посадочная полоса,
- в Невьянске,
- в Кушве.
Кроме того, в самом Тагиле работают 2 планерных кружка, а в 3 школах работают кружки авиамоделистов. В аэроклубе комплектуются учебные группы пилотов из молодёжи, направляющейся по комсомольским путёвкам. Была определена длительность программы учебно-лётной подготовки, кто в её максимум не укладывался — подлежал отчислению.
Первый выпуск аэроклуб произвёл в 1935 году и выпустил в небо 30 человек. И в этом же году аэроклуб получает еще 2 самолёта У-2, но уже с пулемётными турелями и бомбовыми держателями. Теперь в клубе учится 5 лётных групп по 12-14 курсантов.
В 1935 году в аэроклубе появился первый парашют — и 7 августа того года был совершён первый в Нижнем Тагиле прыжок. Он вызвал большой интерес у молодёжи. Как итог, за год в Тагиле 110 человек совершили прыжки с парашютом, а ещё 2000 прыгнули с парашютной вышки.
При клубе работало 12 планерных станций и секций — планерной подготовке уделялось много внимания.
С 1937 года ужесточается дисциплина и требования к лётному составу. Опоздал на полёты более, чем на полчаса? Отстранён от работы на срок до 6 месяцев. Авиационные специалисты учились как с отрывом, так и без отрыва от основной работы. Росло количество летательных аппаратов, увеличивалось число учебных групп.
В предвоенный 1940-й год аэроклуб показывает следующие результаты:
Ну, а дальше свои коррективы в авиаисторию клуба привнесла Великая Отечественная война.
Работа клуба в годы войны
В начале войны весь лётно-технический состав аэроклуба со всей техникой перебазировался в Свердловск на аэродром «Арамиль».
Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолёты У-2 были переоборудованы в боевые лёгкие бомбардировщики. Лётный состав прошёл переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа лётно-инструкторского состава курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировочный авиационный полк. Боевой путь этой части начался в декабре 1941 года на аэродроме «Дягилево» г. Рязани. В 1942 году полк был расформирован. Лётно-технический состав отправлен в тыл на переучивание на новые типы самолётов ИЛ-2. После переучивания лётно-технический состав направлялся на пополнение других авиационных частей.
В начале 1943 года на аэродром Нижнего Тагила эвакуируется Калужский аэроклуб. В мае этого же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются 2 отряда: планерный и парашютный. Позже они преобразуются в парашютно-планерный клуб, перед которым ставилась задача — ежегодно готовить 50 планеристов на грузовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск. Парашютисты готовились методом проведения 10-дневных сборов и выполнением 5 прыжков с парашютом. В 1943 году клуб был награжден переходящим Красным Знаменем за первое место и успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны. Это знамя клуб удерживал до 1946 года.
Выпускники клуба храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Большая их часть награждена правительственными наградами, а двое из них удостоены звания Героя Советского Союза: это лётчик-штурмовик Фуфачёв Владимир Филиппович и лётчик-штурмовик морской авиации Банифатов Иван Сергеевич.
Фуфачёв Владимир Филиппович (23.06.1923–15.05.1945)
Родился 23 июня 1923 года в посёлке Надеждинск (сегодня — город Серов Свердловской области) в семье рабочего. В 1939 году окончил 9 классов, а в 1940 году — и аэроклуб в городе Нижний Тагил. Тогда же был направлен в Молотовскую (Пермскую) военно-авиационную школу пилотов. Но когда курс обучения на самолёт Р-5 был пройден, Владимира Филипповича отчислили из школы по возрасту — 18 лет ему ещё не было, поэтому прохождение курса на скоростных бомбардировщиках было запрещено. В начале 1941 года он вернулся в родной город, стал работать инструктором в Серовском аэроклубе и готовил лётчиков на У-2.
Началась война. В июне 1941 года Владимира Филипповича в возрасте 18 лет зачисляют в 698-й легкобомбардировочный авиационный ночной полк, формирующийся на базе Серовского и Нижнетагильского аэроклубов. В этом полку он и убывает на Западный фронт, а в дальнейшем участвует в обороне Москвы. К апрелю 1942 года на его счету уже 82 боевых вылета, из них 43 — ночью на бомбардировку противника и для связи с партизанами.
После реорганизации полка Владимира Филипповича переводят в 359-ю отдельную эскадрилью. Затем он направляется на переучивание в 30-й учебно-тренировочный смешанный авиационный полк, где освоил самолёт-истребитель Як-1. В сентябре 1942 года прибывает в распоряжение Московского военкомата, откуда попадает в наземные воска. По личному рапорту в мае 1943 году с маршевой ротой убывает на фронт, где в 1944 году зимой в бою получает тяжёлое ранение. После выздоровления Владимир Филиппович пишет рапорт о переводе его в ВВС. В мае-июне 1944 года он прошёл подготовку на Ил-2, а с июля воевал в составе штурмового авиационного полка.
За короткое время Владимир Филиппович стал одним из лучших разведчиков и фотографов. Он водил на боевые задание группы из 2–4 самолётов, делал над целью по 6–8 заходов. К апрелю 1945 года совершил 125 боевых вылетов на штурмовку и разведку живой силы и техники противника, нанеся врагу значительный урон. 19 апреля был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, после чего успел совершить ещё 25 боевых вылетов. Но звание было присвоено уже посмертно — 15 мая 1945 года он погиб при выполнении боевого задания и был похоронен на воинском кладбище в Польше.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года лейтенанту Фуфачёву Владимиру Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Банифатов Иван Сергеевич (08.05.1919–25.05.1996)
Иван Сергеевич родился 8 мая 1919 года в деревне Красный Двор Псковской области в семье крестьянина. Семья Ивана Сергеевича в начале 30-х годов переехала из родного села под Невелем на Урал в город Нижний Тагил в качестве рабочей силы для индустриализации страны. В Нижнем Тагиле Иван Сергеевич окончил семилетку и школу ФЗУ, здесь же он пошёл работать на «Уралсибстрой».
В середине ноября 1940 года его проводили в армию на учёбу в военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова. Но авиационным техником Банифатов не стал — его звало небо. И на первом же курсе он написал рапорт о переводе его в лётную школу. Рапорт удовлетворили, и в мае 1941 года он стал курсантом знаменитого Ейского военно-морского авиационного училища.
С февраля 1043 года Иван Сергеевич воевал на фронтах Великой Отечественной войны лётчиком, командиром звена и заместителем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Ленинграда и в операции по снятию его блокады, в Синявинской и Выборгской операциях, в боях за города Нарва, Тарту, Пярну, Раквере, Таллинн, а также в морской блокаде вражеских войск в Курляндии и в боях за города в 1045 году.
К декабрю 1944 года на счету старшего лейтенанта Банифатова — 101 боевой вылет, 9 потопленных десантных барж и 1 сторожевой корабль противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года старшему лейтенанту Банифатову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны служил командиром звена в авиационном полку, затем командиром эскадрильи. С 1964 года полковник Иван Сергеевич Банифатов — в запасе. Жил в Ленинграде и работал начальником отдела авиаперевозок аэропорта Пулково. Умер 25 мая 1996 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.
Послевоенный период. Восстановление
После окончания войны в организациях ОСОАВИАХИМ подводились итоги работы за 1945 год. На внеочередном заседании президиума областного совета ОСОАВИАХИМ обсуждался вопрос о выполнении социалистических обязательств Нижнетагильским парашютно-планерным клубом. В постановлении отмечалось, что «парашютно-планерный клуб с честью выполнил свои социалистические обязательства и обеспечил досрочное выполнение годовых заданий по подготовке бойцов-парашютистов на 209%, по подготовке техников-укладчиков парашютов — на 186%, по подготовке пилотов-планеристов и буксировщиков — на 165%. Парашютно-планерный клуб закрепил за собой первое место по Советскому Союзу.
Теперь надо было восстанавливать народное хозяйство. Для этого требовались материальные средства и рабочие руки, которых очень не хватало. Поэтому часть аэроклубов переводилась на однопрофильные самолётные, планерные, парашютные станции. Эта участь коснулась и Нижнетагильского аэроклуба.
В 1946 году клуб перебазируется в Калугу, а в городе остаются только планерная станция и авиамодельная секция. В это время планерная станция готовила в основном планеристов на спортивных и грузовых планерах. В 1947 году Нижнетагильской станции планеристов был передан аэродром на Вагонке и старый самолёт Уралвагонзавода. И дальше начинается эпоха восстановления и активной деятельности — клуб всё также продолжал готовить планеристов и парашютистов по заданию военкоматов.
60–70-е годы. Чем жил клуб
В 1958 году в клуб поступили более современные планеры. В этом же году на базе планерной станции создан авиационно-спортивный клуб. В этот период благодаря организаторским способностям начальника клуба с помощью местных властей был заново сформирован деловой и работоспособный коллектив. Клуб получает новое помещение и авиационную технику. Активизируется учебная и спортивная работа. В этом же году в авиаклубе появляются первые мастера спорта СССР.
Клубу выдано контрольное задание — подготовить следующее количество специалистов:
В 1966 году в клубе появляются первые мастера спорта СССР: по планерному — Ольга Наумовна Карпушкина, по парашютному — Виктор Тихонович Дулов. А спортсменами-парашютистами Василием Барахниным, Виктором Дуловым, Борисом Шешуковым устанавливается мировой рекорд на точность приземления: спортсмены пригласили в Нижний Тагил представителей Международной Федерации парашютного спорта и совершили прыжки с парашютами «Т-4» с высоты 800 метров, набрав в общей сумме на троих всего 21 сантиметр приземления от центральной точки.
В 1971 году в ходе очередной реорганизации планерное звено закрыли и создали самолётное звено на самолётах Як-12. В клуб пришли новые спортсмены, которые быстро выучились и стали успешно выступать в соревнованиях, показывать приличные результаты в личном и командном первенстве. Многие затем поступили в авиационные училища России.
В клубе ежегодно занималось свыше 300 юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с парашютом и около 800 часов налёта на самолётах. С 1962 по 1971 годы в клубе подготовлено:
Клуб на стыке эпох СССР и России
В 1984 году молодой в Нижнетагильском авиаклубе начинает развиваться новый вид спорта — парашютное многоборье. На аэродроме «Гальянка» проводится спортивная подготовка (кросс, парашютные прыжки на точность приземления).Через год в клубе уже образовалось 2 команды по 7 человек в каждой, привлечена молодёжь. Занятия и тренировки идут полным ходом. Всё начиналось с нуля — никто не знал, как сочетать подготовку спринтера (плавание 100 м) с подготовкой стрелка (из положения лёжа 20 выстрелов, дистанция 50м) и кроссовую подготовку (мужчины 3 км, женщины 1,5 км). Ну, а парашютные прыжки на точность приземления — эта дисциплина была давно забыта.
Многие часы, проведенные в библиотеках, общение с лучшими тренерами Нижнего Тагила, увлечённость и просто природный дар тренера Андрея Геннадьевича Афанасьева дали свои результаты. За 2 года он подготовил 2 состава мужской и 1 состав женской команды. Женская команда неоднократно занимала первые места на соревнованиях различного уровня. Всего за годы своей работы Андрей Геннадьевич подготовил 4 мастера спорта и 8 кандидатов в мастера спорта. Так, после продолжительного затишья в Нижнетагильском авиаклубе вновь была команда и спортсмены.
Но в 1990-м году Виктор Тихонович Дулов с поста начальника авиаклуба уходит на пенсию, покидают авиаклуб спортсмены-многоборцы, вышли на пенсию или ушли по личным соображениям многие опытные техники, инструкторы и спортсмены — и вновь наступает затишье. Самые непростые времена наступили после трагедии на Театральной площади 9 мая 1993 года.
Тогда в Нижнем Тагиле разбился спортивный самолёт Як-52. Он рухнул на толпу зрителей, которые пришли в центр города посмотреть на праздничное авиашоу. 19 человек погибли, в том числе и 2 члена экипажа, 37 — получили травмы, многие пострадавшие на всю жизнь остались инвалидами. В тот день Нижний Тагил отмечал 48-ю годовщину победы в Великой Отечественной. Спортивные «Яки» должны были продемонстрировать фигуры пилотажа над акваторией городского пруда в качестве праздничного авиашоу. Но полетели над головами зрителей. Во время последнего захода над площадью один из самолётов, выполняя фигуру высшего пилотажа, стал неуправляемым и устремился прямо в толпу людей.
Следствие постановило, что причиной катастрофы стало грубое нарушение полётного задания — перенос полётов с акватории на Театральную площадь и снижение запланированной высоты полёта до 100 метров, а фактически пилоты летали ещё ниже. Во время судебного процесса выяснилось, что тагильский авиаклуб был крайне ограничен в финансировании, и именно поэтому пилоты решились на экстремальное шоу — хотели привлечь к себе внимание.
После этой трагедии клуб собирались расформировать и закрыть. И только благодаря поддержке мэра Нижнего Тагила Николая Наумовича Диденко, принявшего нелёгкое решение о финансировании, авиаклуб продолжил работу. На должность начальника на конкурсной основе принимается бывший командир самолётного звена Курганского авиационно-спортивного клуба, но и он не сумел переломить кризисное положение, сложившееся в клубе после катастрофы.
Лишь в 1997 году спортивная жизнь клуба стала понемногу возрождаться. Вернулся в клуб костяк команды по многоборью. Но по-настоящему судьба улыбнулась клубу через 3 года. В 2000 году начальником авиаклуба становится лётчик Руслан Рафаилович Исмаилов, который своими умелыми действиями, находчивостью и деловым подходом сумел за сравнительно короткий срок наладить работу в клубе. Под его руководством в короткие сроки удалось отремонтировать технику, приобрести горюче-смазочные материалы, подобрать коллектив и продолжить спортивную работу. В клубе начинают развиваться новые виды спорта — групповая и купольная акробатика, самолётный спорт. Появляются и первые результаты, и новые рекорды.
Так, появилась команда по купольной акробатике — начало ей положил Евгений Аникаев, имевший некоторый опыт в таких прыжках. Ему было предложено развивать это направление с кем-нибудь из спортсменов авиаспортклуба. Выбор пал на Дмитрия Иванова. Первую «Этажерку» собрали на парашютах «Талка» в конце апреля 2000 года. А уже в июне сделали первый «Колокол». Затем в команду пришёл третий человек — Евгений Белов. В 2001 команда начала выступать на показательных выступлениях в Нижнем Тагиле с номером по купольной акробатике. Летом 2002 года к команде присоединился Андрей Бушуев и очень быстро «вошёл в колею».
В 2002 году начинаются тренировки по групповой акробатике — но поскольку максимальная высота, на которую поднимают летательные аппараты авиаклуба, не превышала 2 километра, за основу приняли дисциплину «двоек» — RW 2-way. В 2003 году провели городские соревнования по этой дисциплине. Не отстают от парашютистов и спортсмены по самолётному спорту — они принимают участие в различных соревнованиях: городские, областные и Урало-Сибирской зоны, Чемпионат России по высшему пилотажу — и добиваются неплохих результатов.
Большую помощь в работе клуба оказывает администрация Нижнего Тагила, городская дума и городское отделение Союза Ветеранов Афганистана.
Авиаклуб сегодня
С 2018 года клуб возглавляет Александр Сергеевич Новосёлов, под руководством которого стали развиваться планерный спорт и военно-патриотическое направление. Активно развивается подготовка парашютистов. Подавляющее большинство военно-спортивных и военно-патриотических клубов Свердловской области выполняют на аэродроме «Быньги» не только парашютные прыжки, но и проводят сборы по военно-прикладным дисциплинам.
Несколько лет подряд на базе аэродрома проходят фестивали экстремальных видов спорта, такие как «Земля и Небо», гонки «внедорожников», итоговые игры и соревнования страйкбольных команд. Развивается авиамодельное направление для подростков под руководством Вячеслава Михайловича Истошина. Совместно с Нижнетагильским авиаклубом проводится подготовка курсантов для службы в Воздушно-десантных войсках.
С 2019 года ежегодно выполняются показательные парашютные прыжки на площадки Невьянска в ходе различных соревнований и праздников. Клуб активно участвует в праздновании Дня Воздушно-десантных войск России, выполняет показательные прыжки с парашютом на площадки разной степени сложности. Несколько лет инструкторы военно-патриотических клубов Свердловской области под руководством инструкторов Нижнетагильского авиаклуба выполняют показательные прыжки с малых высот в боевой выкладке на сушу и воду.
Сегодня клуб работает в нескольких направлениях:
- организует и проводит ознакомительные прыжки с парашютом — самостоятельные и в тандеме с инструктором,
- популяризирует и продвигает престиж службы в армии и ВДВ,
- реализует программы патриотического воспитания молодёжи совместно с другими организациями,
- участвует в показательных выступлениях,
- вовлекает молодёжь в парашютный спорт.
Посильную помощь в работе клуба оказывает администрация Нижнего Тагила во главе с мэром города.
Контакты Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба
Местонахождение аэродрома:
Свердловская область, Невьянский городской округ, аэродром Быньги.
Координаты аэродрома:
57.577686, 60.204074
Контактная информация:
- сайт аэродромбыньги.рф
- сообщество В контакте vk.com/tagilskydiving
Контакты для записи:
- Прыжки с парашютом | общая информация | подарочные сертификаты г. Екатеринбург
+7 (963) 031-81-89 Александр Сергеевич - Прыжки с парашютом | общая информация | подарочные сертификаты г. Нижний Тагил
+7 (982) 626-09-31 Нина Михайловна - Прыжки с парашютом в тандеме с инструктором
+7 963 039 93 69 Дмитрий Юрьевич - Самостоятельные прыжки с круглым парашютом
+7 (908) 635-73-07 Александр Павлович