Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Нижний Тагил:
история и развитие
статья | фотоархив

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Нижний Тагил:
история и развитие
статья | фотоархив

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

30 апреля 1933 года принимается решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов. Одним из них является Нижнетагильский клуб, с богатой историей, существующий и по сей день.

Основание и первые годы работы клуба

1934
Нижнетагильский аэроклуб открывает свои двери

Это стало большим событием для города. Множество тагильских предприятий своими денежными взносами участвовали в создании учебной базы. «Тагилстрой» построил лётное поле и ангар, купил один самолет У-2. Верхнетуринский завод приобрёл для аэроклуба второй самолёт. Воинская часть предоставила третий. Всей тагильской промышленностью поддержали начало авиаистории — от хлебозавода до горсовета, от промсоюза до обычных жителей города и окрестностей.

Итак, на старте своей работы у клуба имеются:

  • 3 учебно-тренировочных самолёта У-2,
  • помещение с оборудованными классами для теоретической подготовки в районе Гальянки,
  • аэродром и ангар для хранения авиатехники, построенные собственными силами на окраине города.

Неплохое начало! И здорово, что аэроклуб случился усилиями всего города.

Начало работы аэроклуба
Молодые вагоностроители — планеристы
Самолёт У-2
Первый выпуск авиаклуба в 1935 г.

Уже на 1934–1935 учебный год был утверждён план подготовки авиационных специалистов:

72
пилота
200
планеристов
500
авиамоделистов

В это же время открываются филиалы аэроклуба:

  • на Уралвагонстрое, где выделяется помещение и строится взлётно-посадочная полоса,
  • в Невьянске,
  • в Кушве.

Кроме того, в самом Тагиле работают 2 планерных кружка, а в 3 школах работают кружки авиамоделистов. В аэроклубе комплектуются учебные группы пилотов из молодёжи, направляющейся по комсомольским путёвкам. Была определена длительность программы учебно-лётной подготовки, кто в её максимум не укладывался — подлежал отчислению.

Первый выпуск аэроклуб произвёл в 1935 году и выпустил в небо 30 человек. И в этом же году аэроклуб получает еще 2 самолёта У-2, но уже с пулемётными турелями и бомбовыми держателями. Теперь в клубе учится 5 лётных групп по 12-14 курсантов.

В 1935 году в аэроклубе появился первый парашют — и 7 августа того года был совершён первый в Нижнем Тагиле прыжок. Он вызвал большой интерес у молодёжи. Как итог, за год в Тагиле 110 человек совершили прыжки с парашютом, а ещё 2000 прыгнули с парашютной вышки.

При клубе работало 12 планерных станций и секций — планерной подготовке уделялось много внимания.

С 1937 года ужесточается дисциплина и требования к лётному составу. Опоздал на полёты более, чем на полчаса? Отстранён от работы на срок до 6 месяцев. Авиационные специалисты учились как с отрывом, так и без отрыва от основной работы. Росло количество летательных аппаратов, увеличивалось число учебных групп.

В предвоенный 1940-й год аэроклуб показывает следующие результаты:

300
пилотов обучается по программе лётной подготовки
2
выпуска в год готовит аэроклуб
30
учебно-тренировочных самолёта задействованы в полётах

Ну, а дальше свои коррективы в авиаисторию клуба привнесла Великая Отечественная война.

Работа клуба в годы войны

В начале войны весь лётно-технический состав аэроклуба со всей техникой перебазировался в Свердловск на аэродром «Арамиль».

Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолёты У-2 были переоборудованы в боевые лёгкие бомбардировщики. Лётный состав прошёл переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа лётно-инструкторского состава курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировочный авиационный полк. Боевой путь этой части начался в декабре 1941 года на аэродроме «Дягилево» г. Рязани. В 1942 году полк был расформирован. Лётно-технический состав отправлен в тыл на переучивание на новые типы самолётов ИЛ-2. После переучивания лётно-технический состав направлялся на пополнение других авиационных частей.

В начале 1943 года на аэродром Нижнего Тагила эвакуируется Калужский аэроклуб. В мае этого же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются 2 отряда: планерный и парашютный. Позже они преобразуются в парашютно-планерный клуб, перед которым ставилась задача — ежегодно готовить 50 планеристов на грузовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск. Парашютисты готовились методом проведения 10-дневных сборов и выполнением 5 прыжков с парашютом. В 1943 году клуб был награжден переходящим Красным Знаменем за первое место и успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны. Это знамя клуб удерживал до 1946 года.

Подготовка парашютистов в годы войны

Выпускники клуба храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Большая их часть награждена правительственными наградами, а двое из них удостоены звания Героя Советского Союза: это лётчик-штурмовик Фуфачёв Владимир Филиппович и лётчик-штурмовик морской авиации Банифатов Иван Сергеевич.

Фуфачёв Владимир Филиппович (23.06.1923–15.05.1945)

Фуфачёв Владимир Филиппович

Родился 23 июня 1923 года в посёлке Надеждинск (сегодня — город Серов Свердловской области) в семье рабочего. В 1939 году окончил 9 классов, а в 1940 году — и аэроклуб в городе Нижний Тагил. Тогда же был направлен в Молотовскую (Пермскую) военно-авиационную школу пилотов. Но когда курс обучения на самолёт Р-5 был пройден, Владимира Филипповича отчислили из школы по возрасту — 18 лет ему ещё не было, поэтому прохождение курса на скоростных бомбардировщиках было запрещено. В начале 1941 года он вернулся в родной город, стал работать инструктором в Серовском аэроклубе и готовил лётчиков на У-2.

Началась война. В июне 1941 года Владимира Филипповича в возрасте 18 лет зачисляют в 698-й легкобомбардировочный авиационный ночной полк, формирующийся на базе Серовского и Нижнетагильского аэроклубов. В этом полку он и убывает на Западный фронт, а в дальнейшем участвует в обороне Москвы. К апрелю 1942 года на его счету уже 82 боевых вылета, из них 43 — ночью на бомбардировку противника и для связи с партизанами.

После реорганизации полка Владимира Филипповича переводят в 359-ю отдельную эскадрилью. Затем он направляется на переучивание в 30-й учебно-тренировочный смешанный авиационный полк, где освоил самолёт-истребитель Як-1. В сентябре 1942 года прибывает в распоряжение Московского военкомата, откуда попадает в наземные воска. По личному рапорту в мае 1943 году с маршевой ротой убывает на фронт, где в 1944 году зимой в бою получает тяжёлое ранение. После выздоровления Владимир Филиппович пишет рапорт о переводе его в ВВС. В мае-июне 1944 года он прошёл подготовку на Ил-2, а с июля воевал в составе штурмового авиационного полка.

За короткое время Владимир Филиппович стал одним из лучших разведчиков и фотографов. Он водил на боевые задание группы из 2–4 самолётов, делал над целью по 6–8 заходов. К апрелю 1945 года совершил 125 боевых вылетов на штурмовку и разведку живой силы и техники противника, нанеся врагу значительный урон. 19 апреля был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, после чего успел совершить ещё 25 боевых вылетов. Но звание было присвоено уже посмертно15 мая 1945 года он погиб при выполнении боевого задания и был похоронен на воинском кладбище в Польше.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года лейтенанту Фуфачёву Владимиру Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

150
боевых вылетов совершил Владимир Филиппович Фуфачёв
22
года было Владимиру Филипповичу Фуфачёву на момент гибели

Банифатов Иван Сергеевич (08.05.1919–25.05.1996)

Банифатов Иван Сергеевич

Иван Сергеевич родился 8 мая 1919 года в деревне Красный Двор Псковской области в семье крестьянина. Семья Ивана Сергеевича в начале 30-х годов переехала из родного села под Невелем на Урал в город Нижний Тагил в качестве рабочей силы для индустриализации страны. В Нижнем Тагиле Иван Сергеевич окончил семилетку и школу ФЗУ, здесь же он пошёл работать на «Уралсибстрой».

В середине ноября 1940 года его проводили в армию на учёбу в военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова. Но авиационным техником Банифатов не стал — его звало небо. И на первом же курсе он написал рапорт о переводе его в лётную школу. Рапорт удовлетворили, и в мае 1941 года он стал курсантом знаменитого Ейского военно-морского авиационного училища.

С февраля 1043 года Иван Сергеевич воевал на фронтах Великой Отечественной войны лётчиком, командиром звена и заместителем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Ленинграда и в операции по снятию его блокады, в Синявинской и Выборгской операциях, в боях за города Нарва, Тарту, Пярну, Раквере, Таллинн, а также в морской блокаде вражеских войск в Курляндии и в боях за города в 1045 году.

К декабрю 1944 года на счету старшего лейтенанта Банифатова — 101 боевой вылет, 9 потопленных десантных барж и 1 сторожевой корабль противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года старшему лейтенанту Банифатову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны служил командиром звена в авиационном полку, затем командиром эскадрильи. С 1964 года полковник Иван Сергеевич Банифатов — в запасе. Жил в Ленинграде и работал начальником отдела авиаперевозок аэропорта Пулково. Умер 25 мая 1996 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

Послевоенный период. Восстановление

После окончания войны в организациях ОСОАВИАХИМ подводились итоги работы за 1945 год. На внеочередном заседании президиума областного совета ОСОАВИАХИМ обсуждался вопрос о выполнении социалистических обязательств Нижнетагильским парашютно-планерным клубом. В постановлении отмечалось, что «парашютно-планерный клуб с честью выполнил свои социалистические обязательства и обеспечил досрочное выполнение годовых заданий по подготовке бойцов-парашютистов на 209%, по подготовке техников-укладчиков парашютов — на 186%, по подготовке пилотов-планеристов и буксировщиков — на 165%. Парашютно-планерный клуб закрепил за собой первое место по Советскому Союзу.

Теперь надо было восстанавливать народное хозяйство. Для этого требовались материальные средства и рабочие руки, которых очень не хватало. Поэтому часть аэроклубов переводилась на однопрофильные самолётные, планерные, парашютные станции. Эта участь коснулась и Нижнетагильского аэроклуба.

В 1946 году клуб перебазируется в Калугу, а в городе остаются только планерная станция и авиамодельная секция. В это время планерная станция готовила в основном планеристов на спортивных и грузовых планерах. В 1947 году Нижнетагильской станции планеристов был передан аэродром на Вагонке и старый самолёт Уралвагонзавода. И дальше начинается эпоха восстановления и активной деятельности — клуб всё также продолжал готовить планеристов и парашютистов по заданию военкоматов.

60–70-е годы. Чем жил клуб

В 1958 году в клуб поступили более современные планеры. В этом же году на базе планерной станции создан авиационно-спортивный клуб. В этот период благодаря организаторским способностям начальника клуба с помощью местных властей был заново сформирован деловой и работоспособный коллектив. Клуб получает новое помещение и авиационную технику. Активизируется учебная и спортивная работа. В этом же году в авиаклубе появляются первые мастера спорта СССР.

Аэродром на Гальянке 1960-е гг.
Полёт планеров Нижнетагильского авиаклуба

Клубу выдано контрольное задание — подготовить следующее количество специалистов:

20
спортсменов-планеристов
5
судей по авиационным видам спорта
25
авиамоделистов III разряда
10
судей по авиамодельному спорту

В 1966 году в клубе появляются первые мастера спорта СССР: по планерному — Ольга Наумовна Карпушкина, по парашютному — Виктор Тихонович Дулов. А спортсменами-парашютистами Василием Барахниным, Виктором Дуловым, Борисом Шешуковым устанавливается мировой рекорд на точность приземления: спортсмены пригласили в Нижний Тагил представителей Международной Федерации парашютного спорта и совершили прыжки с парашютами «Т-4» с высоты 800 метров, набрав в общей сумме на троих всего 21 сантиметр приземления от центральной точки.

В 1971 году в ходе очередной реорганизации планерное звено закрыли и создали самолётное звено на самолётах Як-12. В клуб пришли новые спортсмены, которые быстро выучились и стали успешно выступать в соревнованиях, показывать приличные результаты в личном и командном первенстве. Многие затем поступили в авиационные училища России.

В клубе ежегодно занималось свыше 300 юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с парашютом и около 800 часов налёта на самолётах. С 1962 по 1971 годы в клубе подготовлено:

13
мастеров спорта
7
кандидатов в мастера спорта
170
спортсменов I разряда
4000
спортсменов II и III разрядов

Клуб на стыке эпох СССР и России

В 1984 году молодой в Нижнетагильском авиаклубе начинает развиваться новый вид спорта — парашютное многоборье. На аэродроме «Гальянка» проводится спортивная подготовка (кросс, парашютные прыжки на точность приземления).Через год в клубе уже образовалось 2 команды по 7 человек в каждой, привлечена молодёжь. Занятия и тренировки идут полным ходом. Всё начиналось с нуля — никто не знал, как сочетать подготовку спринтера (плавание 100 м) с подготовкой стрелка (из положения лёжа 20 выстрелов, дистанция 50м) и кроссовую подготовку (мужчины 3 км, женщины 1,5 км). Ну, а парашютные прыжки на точность приземления — эта дисциплина была давно забыта.

Команда по парашютному многоборью 1980-е гг.

Многие часы, проведенные в библиотеках, общение с лучшими тренерами Нижнего Тагила, увлечённость и просто природный дар тренера Андрея Геннадьевича Афанасьева дали свои результаты. За 2 года он подготовил 2 состава мужской и 1 состав женской команды. Женская команда неоднократно занимала первые места на соревнованиях различного уровня. Всего за годы своей работы Андрей Геннадьевич подготовил 4 мастера спорта и 8 кандидатов в мастера спорта. Так, после продолжительного затишья в Нижнетагильском авиаклубе вновь была команда и спортсмены.

Но в 1990-м году Виктор Тихонович Дулов с поста начальника авиаклуба уходит на пенсию, покидают авиаклуб спортсмены-многоборцы, вышли на пенсию или ушли по личным соображениям многие опытные техники, инструкторы и спортсмены — и вновь наступает затишье. Самые непростые времена наступили после трагедии на Театральной площади 9 мая 1993 года.

Тогда в Нижнем Тагиле разбился спортивный самолёт Як-52. Он рухнул на толпу зрителей, которые пришли в центр города посмотреть на праздничное авиашоу. 19 человек погибли, в том числе и 2 члена экипажа, 37 — получили травмы, многие пострадавшие на всю жизнь остались инвалидами. В тот день Нижний Тагил отмечал 48-ю годовщину победы в Великой Отечественной. Спортивные «Яки» должны были продемонстрировать фигуры пилотажа над акваторией городского пруда в качестве праздничного авиашоу. Но полетели над головами зрителей. Во время последнего захода над площадью один из самолётов, выполняя фигуру высшего пилотажа, стал неуправляемым и устремился прямо в толпу людей.

В первые минуты после трагедии. Фото: Аркадий Чернышев
Обломки Як-52. Фото: Аркадий Чернышев
Обломки Як-52 увозят с площади. Фото: Аркадий Чернышев

Следствие постановило, что причиной катастрофы стало грубое нарушение полётного задания — перенос полётов с акватории на Театральную площадь и снижение запланированной высоты полёта до 100 метров, а фактически пилоты летали ещё ниже. Во время судебного процесса выяснилось, что тагильский авиаклуб был крайне ограничен в финансировании, и именно поэтому пилоты решились на экстремальное шоу — хотели привлечь к себе внимание.

После этой трагедии клуб собирались расформировать и закрыть. И только благодаря поддержке мэра Нижнего Тагила Николая Наумовича Диденко, принявшего нелёгкое решение о финансировании, авиаклуб продолжил работу. На должность начальника на конкурсной основе принимается бывший командир самолётного звена Курганского авиационно-спортивного клуба, но и он не сумел переломить кризисное положение, сложившееся в клубе после катастрофы.

Лишь в 1997 году спортивная жизнь клуба стала понемногу возрождаться. Вернулся в клуб костяк команды по многоборью. Но по-настоящему судьба улыбнулась клубу через 3 года. В 2000 году начальником авиаклуба становится лётчик Руслан Рафаилович Исмаилов, который своими умелыми действиями, находчивостью и деловым подходом сумел за сравнительно короткий срок наладить работу в клубе. Под его руководством в короткие сроки удалось отремонтировать технику, приобрести горюче-смазочные материалы, подобрать коллектив и продолжить спортивную работу. В клубе начинают развиваться новые виды спорта — групповая и купольная акробатика, самолётный спорт. Появляются и первые результаты, и новые рекорды.

Команда парашютистов в 2000-е
Команда парашютистов в 2000-е
Команда парашютистов в 2000-е

Так, появилась команда по купольной акробатике — начало ей положил Евгений Аникаев, имевший некоторый опыт в таких прыжках. Ему было предложено развивать это направление с кем-нибудь из спортсменов авиаспортклуба. Выбор пал на Дмитрия Иванова. Первую «Этажерку» собрали на парашютах «Талка» в конце апреля 2000 года. А уже в июне сделали первый «Колокол». Затем в команду пришёл третий человек — Евгений Белов. В 2001 команда начала выступать на показательных выступлениях в Нижнем Тагиле с номером по купольной акробатике. Летом 2002 года к команде присоединился Андрей Бушуев и очень быстро «вошёл в колею».

В 2002 году начинаются тренировки по групповой акробатике — но поскольку максимальная высота, на которую поднимают летательные аппараты авиаклуба, не превышала 2 километра, за основу приняли дисциплину «двоек» — RW 2-way. В 2003 году провели городские соревнования по этой дисциплине. Не отстают от парашютистов и спортсмены по самолётному спорту — они принимают участие в различных соревнованиях: городские, областные и Урало-Сибирской зоны, Чемпионат России по высшему пилотажу — и добиваются неплохих результатов.

Большую помощь в работе клуба оказывает администрация Нижнего Тагила, городская дума и городское отделение Союза Ветеранов Афганистана.

Авиаклуб сегодня

С 2018 года клуб возглавляет Александр Сергеевич Новосёлов, под руководством которого стали развиваться планерный спорт и военно-патриотическое направление. Активно развивается подготовка парашютистов. Подавляющее большинство военно-спортивных и военно-патриотических клубов Свердловской области выполняют на аэродроме «Быньги» не только парашютные прыжки, но и проводят сборы по военно-прикладным дисциплинам.

Самостоятельный прыжок
Подготовка к самостоятельным прыжкам
Прыжок в тандеме с инструктором
Самостоятельный прыжок
Летняя смена центра мужского воспитания «Батя» на аэродроме

Несколько лет подряд на базе аэродрома проходят фестивали экстремальных видов спорта, такие как «Земля и Небо», гонки «внедорожников», итоговые игры и соревнования страйкбольных команд. Развивается авиамодельное направление для подростков под руководством Вячеслава Михайловича Истошина. Совместно с Нижнетагильским авиаклубом проводится подготовка курсантов для службы в Воздушно-десантных войсках.

С 2019 года ежегодно выполняются показательные парашютные прыжки на площадки Невьянска в ходе различных соревнований и праздников. Клуб активно участвует в праздновании Дня Воздушно-десантных войск России, выполняет показательные прыжки с парашютом на площадки разной степени сложности. Несколько лет инструкторы военно-патриотических клубов Свердловской области под руководством инструкторов Нижнетагильского авиаклуба выполняют показательные прыжки с малых высот в боевой выкладке на сушу и воду.

Аэродром Быньги сегодня
Аэродром Быньги сегодня
Лётное поле аэродрома Быньги сегодня
Действующий на аэродроме самолёт Ан-2

Сегодня клуб работает в нескольких направлениях:

  • организует и проводит ознакомительные прыжки с парашютом — самостоятельные и в тандеме с инструктором,
  • популяризирует и продвигает престиж службы в армии и ВДВ,
  • реализует программы патриотического воспитания молодёжи совместно с другими организациями,
  • участвует в показательных выступлениях,
  • вовлекает молодёжь в парашютный спорт.

Посильную помощь в работе клуба оказывает администрация Нижнего Тагила во главе с мэром города.

Контакты Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба

Аэродром Быньги сегодня

Местонахождение аэродрома:
Свердловская область, Невьянский городской округ, аэродром Быньги.

Координаты аэродрома:
57.577686, 60.204074

Контактная информация:

Контакты для записи:

  • Прыжки с парашютом | общая информация | подарочные сертификаты г. Екатеринбург
    +7 (963) 031-81-89 Александр Сергеевич
  • Прыжки с парашютом | общая информация | подарочные сертификаты г. Нижний Тагил
    +7 (982) 626-09-31 Нина Михайловна
  • Прыжки с парашютом в тандеме с инструктором
    +7 963 039 93 69 Дмитрий Юрьевич
  • Самостоятельные прыжки с круглым парашютом
    +7 (908) 635-73-07 Александр Павлович

 

Источник:

Альманах «Нижнетагильскому авиацонно-спортивному клубу РОСТО (ДОСААФ) 75 лет»,
Архивные материалы ОСОАВИАХИМ СССР,
Портал историятагила.рф

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество аэродрома Быньги в контакте vk.com/tagilskydiving
1376
1376

Источник:

Альманах «Нижнетагильскому авиацонно-спортивному клубу РОСТО (ДОСААФ) 75 лет»,
Архивные материалы ОСОАВИАХИМ СССР,
Портал историятагила.рф

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество аэродрома Быньги в контакте vk.com/tagilskydiving
25.12.2023

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001