Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Пермь:
история и развитие
статья | фотоархив | видео

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Пермь:
история и развитие
статья | фотоархив | видео

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

Сегодня на аэродроме Фролово базируется парашютный клуб «СкайЦентр Пермь» и осуществляет свою деятельность авиационно-спортивный клуб Перми. И это единственное место в Пермском крае, где возможно осуществить мечту о прыжке с парашютом.

Но как начиналась эта история?

Основание и первые годы работы клуба

Авиаистория Перми началась с Василия Каменского в 1911 году — тогда энтузиаст, закончив лётную школу во Франции, приобрёл на собственные средства аэроплан Blériot XI, на котором полётом над Камой открыл дорогу освоению неба в Пермском крае. Первое время самолёты были разновидностью аттракционов. Вплоть до середины 1920-х годов проводились показательные выступления и агитационные облёты с разбрасыванием листовок. Даже проводилась лотерея на право полёта на самолёте в июле 1924 года на авиапикнике.

Василий Каменский
Василий Каменский. Июнь 1911
Аэроплан Blerio XI

В 1924 году появляются и первые авиационные кружки. Причём, не только в Перми, но и в Прикамье: среди районных кружков встречаются упоминания о Лысьве, Добрянке, Чусовом и Кунгуре. В них преимущественно занимались авиамоделизмом и планеризмом.

В то время время молодой ещё Советский Союз находился в непростой внешнеполитической обстановке, поэтому руководство страны проводило политику укрепления обороноспособности государства 1 через милитаризацию экономики и сознания народа. На этой почве развивались добровольные оборонные общества. По всей стране при промышленных предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах появлялись различные авиационные, химические, стрелковые, водные и прочие кружки и секции. Они занимались строительством моделей, планеров, аэросаней, глиссеров и других технических изделий, что в конечном счёте благоприятно сказывалось на общем техническом прогрессе страны.

В Перми в начале 30-х годов было не менее 3 планерных кружков, которые выполняли полёты на аппаратах своей постройки. С 1927 года власти Перми выделили для этих обществ отдельное здание и назвали его Домом Обороны. Это здание существует и сегодня — по адресу Тополевый переулок, 8 — и в нём размещается местное отделение ДОСААФ.

Дом Обороны (пер. Тополевый, д. 8)

Так вот, один из таких авиационных кружков назывался планерной школой и располагался в вышеупомянутом Доме Обороны. Впоследствии, эта планерная школа была преобразована в Пермский аэроклуб. Главными создателями аэроклуба можно считать представителей планерной станции во главе с её начальником — эти несколько энтузиастов, не имея специального авиационного образования, стали курсантами первого учебного набора аэроклуба. Одновременно с этим они продолжали лётную работу планеристов.

Официальным организатором авиационных кружков на местах с 1927 года являлся ОСОАВИАХИМ. Его отделение имелось и в Перми и насчитывало около 30 000 участников по всему округу. В 1928 году в Перми появляется первый аэродром.

Заметка о появлении аэродрома в 159-м выпуске газеты «Звезда» от 11 июля 1928 года:

Президиум Окрисполкома признал необходимость иметь в Перми постоянную авиаплощадку. Наиболее подходящим местом для построения аэродрома считается район Горок. Горсовету поручено обсудить вопрос о сохранении этой площадки. Если же это окажется невозможным, то представить место в другом районе города.

До создания аэроклуба на этом месте (в районе Горок, где располагается современная площадь Дружбы) была взлётно-посадочная площадка — сюда изредка прилетали агитационные аэропланы и самолёты спецрейсов. Здесь же летали первые пермские энтузиасты на построенных своими руками планерах. Ну, а после официального открытия аэроклуба в 1933 году на этом аэродроме выполняли полёты лётчики и планеристы аэроклуба.

Вот как об этом времени рассказывает один из первых пермских авиамоделистов Владимир Петрович Бурдин:

В Доме обороны всё шло своим чередом. Здесь работали аэроглиссерная, аэросанная, авиамодельная секции. Подростки сами строили планеры. Фанера, тросы, крепёж, тонкостенные трубы — всё выписывалось из Москвы. Лес брали на месте. Простаивали днями у пилорам и отбирали доски без сучков, с ровными волокнами. Строгали стойки, лонжероны вручную, на глазок.

В 1930 году построили планер. Летали поочередно. Вскоре несколько человек были посланы в Крым, где обучались пилоты-планеристы, часть ребят из аэродромной команды ушла в школу авиатехников, открывшуюся в Перми.

В 1932 году в городе проводился слёт юных авиамоделистов, а в следующем, 1933-м, торжественно отметили День авиации. На празднестве выступали и планеристы, и авиамоделисты. Этот день стал днём рождения Пермского аэроклуба.

18 августа 1933 года состоялось официальное открытие Пермского аэроклуба. Но как так вышло, что Екатеринбургский, Нижнетагильский, Пермский и многие другие аэроклубы страны берут отсчёт в своей истории от 1933 года? Дело в том, что всесоюзное аэроклубовское движение, захватившее и Пермь, являлось частью внутренней политики правительства, направленной на укрепление обороноспособности страны. 18 августа 1933 года Советский Союз впервые отмечал праздник — День Воздушного Флота СССР. И в этот день директивно, приказом «сверху» была основана целая аэроклубовская сеть в СССР — одновременно начали работу более 50 аэроклубов, в том числе и Пермский.

Аэроклуб начал свою официальную работу. Он объединил лучших ударников основных предприятий — с завода №19, Дзержинского, Емшановского, Пермь II. Но несмотря на официальное открытие, проблем становления было более чем достаточно. И особенно финансовых. Тогда «сверху» спустили разнарядку на все крупные заводы города: они были должны стать пайщиками аэроклуба, а в качестве шефской помощи — дополнительно приобрести по одному самолёту.

Так, к 1934 году картина была такая:

6
самолётов
15
планеров
10
авиадвигателей

Не последнюю роль в  развитии клуба сыграл первый начальник аэроклуба В. Егоров, который был начальником на общественных началах, а официально работал в аэроклубе авиатехником. Предположительно, он трудился здесь до мая 1934 года.

Но при этом в начале 1930-х годов Пермь была глубокой дырой. Например, из Свердловска в 1932 году можно было вылететь в Москву, Новосибирск, Магнитогорск, Курган, Челябинск, Уфу, Тавду, а из Перми — никуда. Регулярных рейсов для пассажиров не было чуть ли не до 1940 года, когда в Пермь пришёл «Аэрофлот», и местный аэродром официально перешёл в ведомство гражданской авиации.

Но энтузиазма это не убавляло, и в 1934 году Пермский аэроклуб объявил о строительстве Городка авиации. Предполагалось, что там будет с гостиница на 200 номеров, водная и лыжная станции, большой спортивный зал, «красные уголки», клуб, столовая, 2 жилых дома, дом управления, радио- и метеорологическая станции, капитальные ангары-мастерские. Также предполагалось оборудовать водное поле, ангары для посадки гидросамолётов, причальную мачту для дирижабля и огромный Дворец авиации. Но всё, что удалось сделать из задуманного, — культивировать 20 гектаров земли под аэродром в районе деревни Фролы. Где, собственно, сегодня и располагается аэродром.

Однако, невзирая на трудности, аэроклуб жил и развивался. Постепенно формировался штат личного состава. Теоретические занятия с курсантами первого набора начались осенью 1933 года. Подводя итоги первого ученого года Пермского аэроклуба, можно отметить, что уже с начала своей деятельности его организаторы, благодаря увлечённости авиацией, необыкновенной энергии и упорству, заложили прочный фундамент материальной базы аэроклуба. Они же положили основу замечательных традиций обучения и воспитания молодёжи, которые продолжаются по настоящее время.

Полёт планеристов 1933 г.
Первый выпуск пилотов 1933 г.
Выпуск курсантов-пилотов 1934 г.
Представители Дома Обороны 1928–1929 гг.
Предполётные указания 1935 г.

Предвоенные годы

Какие были особенности учебного процесса? В течение всего года велась агитация молодёжи для поступления в клуб, с осени начинался приём документов, продолжавшийся до нового года. Зимний период использовался для теоретических занятий, а после того, как сходил снег и аэродром высыхал, наступало время учебных полётов и прыжков.

Перед прыжком — Колесов, Фирсов, Хрыпов, Фёдоров, Чагаев 1943 г.
Личный состав самолётного отряда на аэродроме «Горки» 1940 г.
Лётчик-инструктор Андреев с курсантами
Курсанты-лётчики 1937 г.

В 1935 году Пермский аэроклуб продолжал своё формирование. Без отрыва от производства обучался второй набор курсантов лётчиков и авиатехников. Планеристы активно занимались не только теорией, но и полётами, причём и в зимние месяцы. Формировались группы парашютистов и водителей аэросаней. Авиамоделисты проводили методические занятия с руководителями кружков школ и предприятий города и области.

В рамках агитации и пропаганды аэроклуб проводил авиамассовки. Об одном из таких мероприятий пишет газета «Звезда» в 20-м номере от 26 января 1935 года:

На Каму вышли тысячи трудящихся Перми для участия в авиомассовке, организованной Пермским аэроклубом в честь XII съезда Советов. Три самолёта беспрерывно поднимали в воздух лучших ударников производства и оборонной работы. Впервые на самолёте поднялся лучший ударник типографии т. Кропачев, заместитель Бизярского сельсовета т. Онянов и др. Парашютист аэроклуба т. Юхнин, несмотря на сильный ветер, сделал удачный прыжок с парашютом с самолёта. «Воздушное крещение» на самолётах получили больше 50 лучших ударников предприятий Перми

Весной двухмесячные курсы инструкторов-парашютистов выпустили первые 14 человек, которые возглавили парашютные кружки на предприятиях Перми. У планеристов появился первый двухместный планер ПС-2, позволявший обучать курсантов в полёте. В июле на аэродроме аэроклуба были проведены слеты авиамоделистов и планеристов. В первом участвовали школьники от 25 кружков Перми и района, а во втором 60 планеристов Перми, Кудымкара, Оханска, Верещагино и Добрянки.

Была создана учебно-материальная база, включающая в себя городское здание аэроклуба и свой аэродром во Фролах с необходимым оборудованием. Это позволило постоянному и переменному составу аэроклуба развернуть широкую лётно-парашютную подготовку молодёжи Прикамья по всем довоенным профилям подготовки курсантов и спортсменов: лётному, авиатехническому, парашютному, планерному и авиамодельному.

Зимой 1936 года аэроклуб начинает практику санитарных полётов и продолжает проведение авиамассовок. Первые парашютные прыжки в Пермском крае были сделаны 12 августа 1934 года работниками аэроклуба. Спортсмены-парашютисты занимались теорией и прыгали с парашютной вышки в городском саду. С марта 1936 года парашютные прыжки с самолёта стали доступны для всех. Командиром парашютного звена аэроклуба был Иван Евгеньевич Чернышев, уроженец Донбасса. После окончания Полтавской лётной школы он служил в Перми в воинской части, а с 1935 по 1941 годы работал в аэроклубе.

Иван Евгеньевич Чернышев, командир парашютного звена

Постепенно аэроклуб пополнялся авиационной техникой — вот что писала газета «Звезда» в номере 161 от 15 июля 1936 года:

Самолётный парк аэроклуба пополняется. Вчера Пермский аэроклуб получил отгруженный ленинградским заводом новый учебный самолёт У-2. На днях аэроклуб ожидает пилотажный буксировочный планер конструкции инженера Грибовского, который даёт возможность выполнять фигуры высшего пилотажа и идти на буксире у самолёта. Кроме того, ко Дню авиации самолётный парк пополнится еще 3 новыми учебными самолётами.

1936 год стал для Пермского аэроклуба определяющим: сформировались самолётная эскадрилья, планерная и парашютная школы. Повсеместно создавались авиамодельные и планерные кружки, строились парашютные вышки и образовывались новые аэроклубы.

В 1939 году начальником аэроклуба был назначен Трунцов Валерьян Николаевич, он возглавлял его до самого расформирования в 1942 году. Деятельность Валерьяна Николаевича Трунцова пришлась на наиболее продуктивный период жизни Пермского аэроклуба.

Валерьян Николаевич Трунцов, начальник аэроклуба

А в целом летопись имён руководителей аэроклуба довоенного времени выглядит так:

  • 18 августа 1933 г. – апрель 1934 г. — В. Егоров
  • май–август 1934 г. — Г. Игнатов
  • сентябрь–октябрь 1934 г. — Т. Шемелин
  • ноябрь 1934 г. – июль 1935 г. — Н. Оборин
  • август–декабрь 1935 г. — К. Балтгалв
  • январь–март 1936 г. — Ф. Емельяненко
  • апрель–ноябрь 1936 г. — М. Лучников
  • декабрь 1936 г. – июль 1938 г. — А. Рассомахин
  • август 1938 г. – 08 сентября 1939 г. — М. Лучников
  • 08 сентября 1939 г. – 20 сентября 1942 г. — В. Трунцов
~5 000
пилотов, авиаторов и парашютистов подготовлено за 9 довоенных лет

Аэроклуб в годы войны

К началу 1940 года Пермский аэроклуб представ­лял собой крупную учебно-авиа­ционную организацию с большой матери­ально-техни­ческой ба­зой, многими подраз­делениями и службами и мно­гочисленными личным и пере­менным составами.

Дальний ночной бомбардировщик ИЛ-4
Лётчик-штурмовик Зосим Макаров получает боевую задачу
Празднование 50-летия Пермского аэроклуба 1983 г.
2 500
человек подготовлено в аэроклубе за 1940–1942 годы
4 500+
человек подготовлено в аэроклубе для службы в ВВС и ВДВ за 1933–1942 годы

Первый период жизни Пермского аэроклуба завершился летом 1942 года. Актом от 24 августа 1942 года Молотовский аэроклуб ОСОАВИАХИМ и его лётно-технический состав был передан ВВС.

Из воспоминаний о том времени И. А. Сокольникова:

Когда началась Великая Отечественная война, лётно-технический состав аэроклуба об­ратился с просьбой об отправке на фронт. В ноябре 1942 года весь лётно-технический состав, кроме парашютного и планерного звеньев, был направлен в состав 696 авиационного полка ноч­ных бомбардировщиков. В этих тяжелых боях героически погибли лётчики нашего аэроклуба Иван Чернышев, Борис Рогозин, Виктор Муравьев, Евгений Петренко, Александр Митясов и многие другие. Об их героических подвигах стало известно от лётчика-инструктора Александра Павловича Горинова, который вместе с ними уча­ствовал в боях на Волховском фронте.

Во время Великой Отечественной войны на базе аэроклуба осталось работать парашютно-планерное звено. Звено готовило парашютистов-десантников для фронта, а выпускники-планеристы уходили в лётные школы.

Пермский аэроклуб гордится своими Героями Советского Союза — это 22 имени, навсегда оставшихся на страницах военной истории.

Бабайлов Пётр Константинович
Брызгалов Павел Александрович
Гатауллин Анвар Анварович
Даншин Сергей Петрович
Ежов Евгений Михайлович
Елькин Валентин Иванович
Иванов Евгений Нилович
Игошин Александр Иванович
Куфонин Сергей Фёдорович
Лихачев Виктор Кириллович
Макаров Зосим Исаакович
Непряхин Павел Маркович
Никоноров Пётр Михайлович
Пирожков Борис Григорьевич
Полуновский Валерий Фёдорович
Полыгалов Василий Афанасьевич
Пьянков Александр Петрович
Рассохин Леонид Васильевич
Сафонов Владимир Ильич
Сивков Григорий Флегонтович
Сугрин Валентин Васильевич
Чесноков Леонид Иванович
Шадрин Геннадий Алексеевич
Шевырин Валентин Михайлович

Высокое звание Героя Советского Союза присвоено было и Валерию Фёдоровичу Полуновскому — именно его именем назван аэроклуб.

Полуновский Валерий Фёдорович (15 июня 1920 г. – 14 октября 1998 г.) 

Полуновский Валерий Фёдорович

Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы Валерий Фёдорович Полуновский родился 15 июня 1920 года в си­бирском шахтёрском городе Прокопьевске.

В 1936 году, по­сле окончания семилетки, Валерий Фёдорович поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб, а в сентябре 1937 года — в Батайское авиационное истребительное училище, по окончанию которого работал в училище инструкто­ром.

В первые годы войны, в 1940-1941 годах, Валерий Фёдорович служил лётчиком-инструктором в Пермском учебном полку, где летал на самолёте И-16. С началом Великой Отечественной он подаёт рапорт об отправке на фронт и направляется в Киров, где форми­ровался полк ночных бомбардировщиков на ПО-2. На этой машине он и начал воевать в отдельной разведывательной эскадрилье 691 авиаполка на Волховском фронте с 1942 по 1943 годы. Уже в 1943–1944 он служил командиром эскадрильи и на ПО-2 совершил 350 боевых выле­тов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку. Следующим этапом стали истребители — за плечами Валерия Фёдоровича около 200 боевых вылетов на самолётах Як-1, Як-3, Як-7. Он сбил 13 самолётов врага — один из них тараном! — и аэростат.

Представлялся к званию Героя Советского Союза, но вскоре после этого, 27 марта 1944 года был сбит в неравном воздушном бою, в котором сам унич­тожил ещё 2 истребителя врага. Но в этом бою Валерий Фёдорович был ранен и пленён — и больше года провёл узником концлагерей Гросс Розен и Бухен­вальда. Но в 1945 году после неоднократных попыток всё-таки из плена бежал — прошёл проверку КГБ, с сентября 1945 по август 1946 годов продолжал службу в своём полку и освоил новые типы самолётов Як-9, Як-11.

Однако, от бывших в плену в то время старались избавиться — и его демобилизовали. Но и на гражданке это «клеймо» преградило ему дорогу в небо. Валерий Фёдорович нашёл себя в художественном мастерстве и работал художником-оформителем в Пермском драмтеатре. И  только спустя 12  лет — в 1958 году! — вновь начал летать. Теперь уже в Пермском аэроклубе лётчиком–инструктором на само­лётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет. После выхода на пенсию с 1978 по 1986 годы работал методистом Пермского авиаспортклуба. Всё это время он учил летать будущих лётчиков.

550+
боевых вылетов
15
сбитых самолётов противника
3 500
часов налёта в небе
100+
обученных лётчиков

Судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам — через 45 лет после войны, 11 декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Умер он в 78 лет 14 октября 1998 года и похоронен в Перми. С 1999 года его имя носит Пермский авиаспортклуб.

Послевоенные годы

Возрождение Пермского аэроклуба началось летом 1950 года. Газета «Большевистская смена» в выпуске 123 от 12 октября 1950 г. писала:

В этом году после 8-летнего перерыва по просьбе молодёжи и общественных организаций Молотовский аэроклуб добровольного общества содействия авиации открывается вновь.

Официально аэроклуб был снова открыт 3 ноября 1950 года в том же здании, где располагался до войны. В его авиапарке насчитывалось около 10 самолётов ПО-2. Сперва клуб базировался на аэродроме Городские Горки, который тогда принадлежал гражданской авиации. И только с осени 1951 года авиатехника аэроклуба была размещена на его прежнем аэродроме «Фролово».

Пермский авиационно-спортивный клуб 1964 г.
Занятия по устройству парашюта 1953 г.
Занятия по конструкции самолёта 1956 г.
Занятия на планере А-2 1951 г
Предполётное построение курсантов-лётчиков в 50-е годы.
Самолёт-буксировщик ПО-2

С первого дня возродившийся Пермский аэроклуб осуществлял не только большую хозяйственно-организационную работу, но выполнял свою главную задачу — учебно-лётную и парашютную подготовку. В нём проходили подготовку курсанты-лётчики из числа офицеров запаса и допризывники — курсанты ВДВ перед службой в армии. Первые обучались летать и поддерживали свои лётные навыки, вторые — учились прыгать с парашютом. Велась переподготовка запасников и авиатехнических специальностей. Вместе с тем в аэроклубе занимались спортсмены: лётчики, планеристы, парашютисты и авиамоделисты.

Руководство всей этой работой осуществлял первый послевоенный начальник Базыр Васильевич Башлеев. В его команду вошли также:

  • заместитель начальника по МТО молчаливый, но незаменимый Николай Николаевич Кутаков,
  • строгий и ответственный авиатехник Александр Павлович Морозов, у которого самолёты работали как часы,
  • опытный техник РЭСО Михаил Андреевич Шитов,
  • весёлый, но знающий своё дело авиатехник Леонид Владимирович Ежов «дядя Лёня»,
  • комендант аэродрома Павел Алексеевич Мелешин.
Башлеев Базыр Васильевич
Ежов Леонид Владимирович
Кутаков Николай Николаевич
Мелешин Павел Алексеевич
Морозов Александр Павлович
Шитов Михаил Андреевич

Переоценить вклад первых работников в восстановление работы аэроклуба невозможно. Аэродром представлял собой только поле, которое следовало привести в лётное состояние. Нужны были стоянки для самолётов и планеров, спецтехника, мастерские и всевозможное оборудование, необходимое для  выполнения полётов и парашютных прыжков.

Что касается парашютного спорта, то многие спортивные нормативы у занимающихся сегодня спортсменов-парашютистов могут вызвать улыбки. Но этот спорт начинался именно так, и в те годы это были настоящие достижения:

Впервые в городе Молотове на аэродроме аэроклуб провёл спортивные состязания по парашютному спорту. Личное первенство оспаривало 12 спортсменов. В программе соревнований 2 вида упражнений: прыжок с высоты 800 метров на точность приземления в круг радиусом 100 метров и комбинированный прыжок с высоты 1 100 метров с задержкой раскрытия 10 секунд с приземлением в круг радиусом в 150 метров... ... Один за другим стартуют спортсмены, совершая первое упражнение. Лучший результат дня в состязании показывает учащийся машиностроительного техникума Н. Терёхин, получивший 18,5 очков из 20 возможных. Самым интересным моментом состязаний были комбинированные прыжки с затяжкой раскрытия парашюта. Здесь лучший результат показал старший инженер-инспектор областного комитета ДОСААФ А. Громов, 10 секунд пролетевший без раскрытия парашюта и приземлившийся, несмотря на ветер, в радиусе 150 метров.

Уже через 2 года после открытия аэроклуб превосходил довоенный уровень. С 1955 года началась постепенная замена старых ПО-2 на новые учебно-спортивные самолёты Як-18у. Впрочем, неприхотливые работяги ПО-2 летали в аэроклубе до конца 50-х годов в парашютном и планерном звеньях.

Будущим спортсменам приходилось не один месяц по вечерам заниматься в учебных классах аэроклуба. От многих из них эти занятия требовали немалых усилий, поскольку были сложней школьной программы. Только один из трёх, кто подавал заявления в аэроклуб, садился летом в кабину самолёта или планера и поднимался в небо.

Активно работала и авиамодельная лаборатория аэроклуба, представляя тогда ведущий центр авиамодельного спорта Перми. В то же время многие из её инструкторов были общественниками, руководили кружками и секциями авиамоделистов в школах и на предприятиях. Таким образом, лаборатория охватывала своей работой большое количество школьников и молодёжи города и была самым массовым подразделением аэроклуба.

В Пермском аэроклубе занимались многие замечательные спортсмены: авиамоделисты, планеристы, лётчики и парашютисты. Для них самым заветным желанием было научиться управлять самолётом и планером, выполнять увлекательные парашютные прыжки. Именно на аэродроме аэроклуба «Фролово» начиналась их авиационная судьба. Среди таких имён:

  • лётчик-инструктор и парашютист Луиза Фукалова,
  • мастер парашютного спорта СССР, рекордсменка Мира Маргарита Можаева,
  • мастер самолётного спорта Аркадий Колесов,
  • лётчик-инструктор и спортсмен Николай Сивков,
  • лётчик-инструктор Геннадий Бурков,
  • мастер самолётного спорта, лётчик-инструктор и буксировщик Николай Чагаев.

До 1964 года главной статьёй существования аэроклуба была военная составляющая: работа с курсантами. Курсанты-лётчики проходили первоначальную лётную подготовку, после чего им присваивалось звание младшего лейтенанта запаса. Вместе с ними шла подготовка офицеров запаса, которые на сборах восстанавливали и поддерживали технику пилотирования. Курсанты-парашютисты готовились из числа призывников для службы в ВДВ.

Данные накануне реорганизации Пермского аэроклуба в авиаспортклуб:

200+
человек постоянного состава трудилось в аэроклубе
25
самолётов числилось в авиапарке:
Як-18у, Як-12, Zet-326, Як-18П, Ан-2
3
планера работали в аэроклубе

В феврале 1964 года аэроклуб был преобразован в Пермский авиационно-спортивный клуб.

Главной задачей клуба стала спортивная работа. Однако авторитет авиации среди молодёжи Перми в шестидесятые годы продолжал расти. Росла и спортивная слава. Самым массовым и, возможно, самым важным видом авиационного спорта тогда являлся авиамоделизм. По крайне мере, он требовал меньше всего затрат, но путь в авиацию у многих людей, выбравших её на всю жизнь, начинался именно в небольших авиамодельных кружках. В послевоенные годы эти кружки были во всех школах и Домах пионеров. Была авиамодельная лаборатория и в Пермском аэроклубе. Она объединяла наиболее опытных спортсменов-авиамоделистов Перми, занималась поставками материалов для строительства моделей и организацией авиамодельных соревнований. Авиамодельная лаборатория существовала в штате Пермского АСК до конца 80-х годов, но расцвет её деятельности приходился на 50-60 годы.

Поздравление с успешным выполнением задания
Постоянный состав парашютного звена 1969 г.
Подготовка к прыжкам на старте
Команда Пермского АСК перед прыжком
Авиамодельная лаборатория аэроклуба

Опытные инструкторы подготовили немало хороших спортсменов, как лётчиков, так и парашютистов. Лучшие из них становились инструкторами, уходили в сборные команды страны и в армию. Среди парашютных имён того времени:

  • 4-кратная рекордсменка мира по парашютному спорту, 10-кратная чемпионка мира, 3-кратная Чемпионка Европы и Советского Союза по комбинированным прыжкам, Нина Кузьминична Голдобина,
  • мастер парашютного спорта, член сборной команды РСФСР, Рафаил Иванович Шамратов,
  • мастер парашютного спорта, 2-кратная Чемпионка России, неоднократный призер Зональных и кубковых соревнований России, Галина Ивановна Ткачук,
  • 3-кратный рекордсмен мира, 2-кратный рекордсмен Советского Союза, абсолютный Чемпион Вооружённых Сил, Владимир Александрович Семагин,
  • мастер парашютного спорта, инструктор-парашютист и командир парашютного звена, тренер сборной команды Пермского АСК, Валерий Вячеславович Аникеев.
Аникеев Валерий Вячеславович
Голдобина Нина Кузьминична
Ткачук Галина Ивановна
Чемагин Владимир Александрович
Шамратов Рафаил Иванович

Авиаклуб в 80–90-е годы

Кризисный период 60–70-х сменился возрождением Пермского АСК в 80-е годы. Уже в конце 70-х стало ощущаться приближение долгожданных перемен в жизни авиаспортклуба. Лётчики, хотя и летали на 4 стареньких Як-12М, очень ждали поступления новых Як-52, которые уже выпускались в Румынии. В ожидании новых спортивных парашютов жили и парашютисты. На этих парашютах ПО-9 типа «крыло» уже прыгали военные из «Сокола», но в клубе их ещё не было.

Вероятно, существенную роль в повышении роли авиационных клубов ДОСААФ в Союзе сыграла Афганская война. Во всяком случае, именно в её время вдвое увеличился план подготовки призывников для службы в ВДВ. Кроме этого, Пермский АСК начал подготовку курсантов-лётчиков, учащихся 9–10-х классов для поступления в училища ВВС.

Сборка первого Як-52
После облёта Як-52 1981 г.
Сборная команда авиамоделистов 1985 г.
Предполётные указания 1980 г.
Коллектив Пермского авиаклуба 1980 г.
Спортсмены-лётчики
Спортсмены-парашютисты

С 1982 года началось оснащение клуба пилотажными самолётами Як-52. Появились самолёты-акробаты Як-50, Як-55. В парашютном звене летали 3 самолёта АН-2. В конце 80-х пришли вертолёты Ми-2. Самолётный парк авиаспортклуба составлял не менее 30 единиц техники.

В те годы в авиаклубе проходили ежегодную подготовку:

40+
курсантов-пилотов
15–20
спортсменов-лётчиков
300
курсантов ВДВ
70
спортсменов-парашютистов
500+
спортсменов-парашютистов III разряда (перворазники)

Ежегодный налёт клуба составлял 2 500 лётных часов, выполнялось до 10 000 парашютных прыжков. На своей базе Пермский авиаспортклуб проводил не один десяток различных спортивных состязаний. Ежегодно 4–6 спортсменов выполняли нормативы мастеров спорта, 8–10 человек становились кандидатами в мастера спорта и 20–30 — спортсменами I разряда.

Инструктор-парашютист С. Копытов
Команда парашютистов
Линия стартового осмотра
На старте перед прыжками
Парашютисты Пермского авиаклуба
Сборы дельтапланеристов

Для жизнедеятельности аэроклуба нужны были не просто любители, а энтузиасты, способные взвалить на собственные плечи всю тяжесть решения организационных, технических и финансовых проблем. Объективными причинами возрождения Пермского АСК 80-х годов были материальные факторы, но субъективные зависели от людей. И, прежде всего, от руководителей. Известное многим определение — «быть в нужное время в нужном месте» — в полной мере относится к начальнику клуба тех лет Леониду Дмитриевичу Хорошеву.  За время его руководства с 1983 по 1989 годы в авиаспортклубе были осуществлены кардинальные хозяйственные и спортивные преобразования, позволившие клубу вновь стать ведущей авиационно-спортивной организацией. Благодаря его неутомимому желанию сделать клуб настоящим домом для всех, кто в нём работал и занимался авиационным спортом, Пермский авиаспортклуб в значительной степени и обязан своим возрождением.

Среди парашютных имён того времени:

  • инструктор-парашютист, командир парашютного звена, тренер по парашютному многоборью, Станислав Александрович Копытов,
  • мастер парашютного спорта, спонсор, оказавший финансовую поддержку клубу и спасший его существование в период развала СССР, Сергей Павлович Чупин,
  • парашютная династия — тренер Валерий Юрьевич Боровик, многократные чемпионы и призёры чемпионатов и кубков России Боровик Артем Валерьевич и Боровик Евгений Валерьевич.

Аэродром Фролово в наши дни

Аэродром продолжает работать. Пермский авиаклуб смог преодолеть множество кризисов, но продолжает развиваться и влюблять людей в авиацию. В авиаклубе сохраняют и помнят историю, но и стремятся развиваться и идти в ногу со временем, насколько это позволяют ресурсы.

Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок
Аэродром сегодня. Фото Виталий Терешонок

Сегодня во «Фролах» летают самолёты категории «А» и моторные и безмоторные СЛА с использованием буксировки, поднимаются аэростаты, совершаются прыжки с парашютом. На аэродроме также возможно принимать все виды вертолётов и планеров.

Что касается парашютного спорта:

  • осуществляются прыжки в тандеме с инструктором,
  • проводятся самостоятельные прыжки по программе «Static Line» — с высоты 1 200 м и с принудительным раскрытием парашюта типа «крыло»,
  • организованы прыжки для спортсменов-парашютистов,
  • ведётся обучение спортсменов-парашютистов по методике «Static Line».

Прыжки осуществляются с самолёта Ан-2, предельная высота — 2 500 м.

Есть на аэродроме и частные летательные аппараты — возможно осуществить полёт на самолёте Cessna 182 и вертолёте Robinson R44. В летнее время проводится обучение пилотов параплана в школе пилотов «ВЕКТОР-Пермь» и затяжки пилотов СЛА — работает активная гидравлическая лебёдка.

Аэродром сегодня. Фото Полина Цыганкова
Фото журнала «Крылья Родины»
Фото журнала «Крылья Родины»
Фото журнала «Крылья Родины»
Аэродром сегодня. Фото Полина Цыганкова
Фото журнала «Крылья Родины»
Аэродром сегодня. Фото Полина Цыганкова

Пермь также славится своим авиафестивалем «Крылья Пармы», который проводится в Перми с 2009 года и стал одним из крупнейших массовых мероприятий региона. В 2023 году фестиваль вернулся после пандемийных лет тишины — и прошёл на аэродроме Фролово, так как совместный военно-гражданский аэродром Большое Савино и территория авиабазы «Сокол», по очевидным соображениям, для массовых мероприятий сейчас не подходят.

В программу фестиваля вошли:

  • пилотаж на Як-52 от Александра Соловьёва, тренера команды Пермского Края по самолётному спорту,
  • купольная акробатика от Федерации парашютного спорта Пермского края,
  • выступление пилотажной группы «Первый Полёт» на поршневых самолётах,
  • выступление пилотажной группы «Русь».
Фестиваль «Крылья Пармы» в 2023 г.

Контакты Пермского
авиационно-спортивного клуба

Местонахождение офиса Пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ РФ:
г. Пермь, пер.  Тополевый, д. 8.

Местонахождение аэродрома:
Пермский край, Двуреченская с/а, деревня Нестюково, Нестюковский тракт, д. 1/б,
аэродром ДОСААФ «Фролово»

Координаты аэродрома:
57.900233, 56.242857

Контактная информация:
сайт skycentre.perm.ru
сообщество В контакте vk.com/skycentre_perm
e-mail info@skycentre.perm.ru

Контакты для записи:
Прыжки с парашютом | полёты на самолётах | общая информация | подарочные сертификаты
+7 (342) 2-777-811
+7 (992) 225-20-33

Источник:

Юдин А. А., Смагина Г. О., Шуйская Н. А. «Небо — любовь моя: История Пермского аэроклуба»,
Архивные файлы и фотостенды, предоставленные авиационно-спортивным клубом г. Пермь,
Е. Н. Шумилова «Пермяки — герои Советского Союза»,
Открытые источники в сети Интернет

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Архивные файлы и фотостенды, предоставленные авиационно-спортивным клубом г. Пермь,
Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество СкайЦентр Пермь в контакте vk.com/skycentre_perm
3088
3088

Источник:

Юдин А. А., Смагина Г. О., Шуйская Н. А. «Небо — любовь моя: История Пермского аэроклуба»,
Архивные файлы и фотостенды, предоставленные авиационно-спортивным клубом г. Пермь,
Е. Н. Шумилова «Пермяки — герои Советского Союза»,
Открытые источники в сети Интернет

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Архивные файлы и фотостенды, предоставленные авиационно-спортивным клубом г. Пермь,
Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество СкайЦентр Пермь в контакте vk.com/skycentre_perm
25.12.2023

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001