Сегодня на аэродроме Фролово базируется парашютный клуб «СкайЦентр Пермь» и осуществляет свою деятельность авиационно-спортивный клуб Перми. И это единственное место в Пермском крае, где возможно осуществить мечту о прыжке с парашютом.
Но как начиналась эта история?
Основание и первые годы работы клуба
Авиаистория Перми началась с Василия Каменского в 1911 году — тогда энтузиаст, закончив лётную школу во Франции, приобрёл на собственные средства аэроплан Blériot XI, на котором полётом над Камой открыл дорогу освоению неба в Пермском крае. Первое время самолёты были разновидностью аттракционов. Вплоть до середины 1920-х годов проводились показательные выступления и агитационные облёты с разбрасыванием листовок. Даже проводилась лотерея на право полёта на самолёте в июле 1924 года на авиапикнике.
В 1924 году появляются и первые авиационные кружки. Причём, не только в Перми, но и в Прикамье: среди районных кружков встречаются упоминания о Лысьве, Добрянке, Чусовом и Кунгуре. В них преимущественно занимались авиамоделизмом и планеризмом.
В то время время молодой ещё Советский Союз находился в непростой внешнеполитической обстановке, поэтому руководство страны проводило политику укрепления обороноспособности государства 1 через милитаризацию экономики и сознания народа. На этой почве развивались добровольные оборонные общества. По всей стране при промышленных предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах появлялись различные авиационные, химические, стрелковые, водные и прочие кружки и секции. Они занимались строительством моделей, планеров, аэросаней, глиссеров и других технических изделий, что в конечном счёте благоприятно сказывалось на общем техническом прогрессе страны.
В Перми в начале 30-х годов было не менее 3 планерных кружков, которые выполняли полёты на аппаратах своей постройки. С 1927 года власти Перми выделили для этих обществ отдельное здание и назвали его Домом Обороны. Это здание существует и сегодня — по адресу Тополевый переулок, 8 — и в нём размещается местное отделение ДОСААФ.
Так вот, один из таких авиационных кружков назывался планерной школой и располагался в вышеупомянутом Доме Обороны. Впоследствии, эта планерная школа была преобразована в Пермский аэроклуб. Главными создателями аэроклуба можно считать представителей планерной станции во главе с её начальником — эти несколько энтузиастов, не имея специального авиационного образования, стали курсантами первого учебного набора аэроклуба. Одновременно с этим они продолжали лётную работу планеристов.
Официальным организатором авиационных кружков на местах с 1927 года являлся ОСОАВИАХИМ. Его отделение имелось и в Перми и насчитывало около 30 000 участников по всему округу. В 1928 году в Перми появляется первый аэродром.
Заметка о появлении аэродрома в 159-м выпуске газеты «Звезда» от 11 июля 1928 года:
До создания аэроклуба на этом месте (в районе Горок, где располагается современная площадь Дружбы) была взлётно-посадочная площадка — сюда изредка прилетали агитационные аэропланы и самолёты спецрейсов. Здесь же летали первые пермские энтузиасты на построенных своими руками планерах. Ну, а после официального открытия аэроклуба в 1933 году на этом аэродроме выполняли полёты лётчики и планеристы аэроклуба.
Вот как об этом времени рассказывает один из первых пермских авиамоделистов Владимир Петрович Бурдин:
В 1930 году построили планер. Летали поочередно. Вскоре несколько человек были посланы в Крым, где обучались пилоты-планеристы, часть ребят из аэродромной команды ушла в школу авиатехников, открывшуюся в Перми.
В 1932 году в городе проводился слёт юных авиамоделистов, а в следующем, 1933-м, торжественно отметили День авиации. На празднестве выступали и планеристы, и авиамоделисты. Этот день стал днём рождения Пермского аэроклуба.
18 августа 1933 года состоялось официальное открытие Пермского аэроклуба. Но как так вышло, что Екатеринбургский, Нижнетагильский, Пермский и многие другие аэроклубы страны берут отсчёт в своей истории от 1933 года? Дело в том, что всесоюзное аэроклубовское движение, захватившее и Пермь, являлось частью внутренней политики правительства, направленной на укрепление обороноспособности страны. 18 августа 1933 года Советский Союз впервые отмечал праздник — День Воздушного Флота СССР. И в этот день директивно, приказом «сверху» была основана целая аэроклубовская сеть в СССР — одновременно начали работу более 50 аэроклубов, в том числе и Пермский.
Аэроклуб начал свою официальную работу. Он объединил лучших ударников основных предприятий — с завода №19, Дзержинского, Емшановского, Пермь II. Но несмотря на официальное открытие, проблем становления было более чем достаточно. И особенно финансовых. Тогда «сверху» спустили разнарядку на все крупные заводы города: они были должны стать пайщиками аэроклуба, а в качестве шефской помощи — дополнительно приобрести по одному самолёту.
Так, к 1934 году картина была такая:
Не последнюю роль в развитии клуба сыграл первый начальник аэроклуба В. Егоров, который был начальником на общественных началах, а официально работал в аэроклубе авиатехником. Предположительно, он трудился здесь до мая 1934 года.
Но при этом в начале 1930-х годов Пермь была глубокой дырой. Например, из Свердловска в 1932 году можно было вылететь в Москву, Новосибирск, Магнитогорск, Курган, Челябинск, Уфу, Тавду, а из Перми — никуда. Регулярных рейсов для пассажиров не было чуть ли не до 1940 года, когда в Пермь пришёл «Аэрофлот», и местный аэродром официально перешёл в ведомство гражданской авиации.
Но энтузиазма это не убавляло, и в 1934 году Пермский аэроклуб объявил о строительстве Городка авиации. Предполагалось, что там будет с гостиница на 200 номеров, водная и лыжная станции, большой спортивный зал, «красные уголки», клуб, столовая, 2 жилых дома, дом управления, радио- и метеорологическая станции, капитальные ангары-мастерские. Также предполагалось оборудовать водное поле, ангары для посадки гидросамолётов, причальную мачту для дирижабля и огромный Дворец авиации. Но всё, что удалось сделать из задуманного, — культивировать 20 гектаров земли под аэродром в районе деревни Фролы. Где, собственно, сегодня и располагается аэродром.
Однако, невзирая на трудности, аэроклуб жил и развивался. Постепенно формировался штат личного состава. Теоретические занятия с курсантами первого набора начались осенью 1933 года. Подводя итоги первого ученого года Пермского аэроклуба, можно отметить, что уже с начала своей деятельности его организаторы, благодаря увлечённости авиацией, необыкновенной энергии и упорству, заложили прочный фундамент материальной базы аэроклуба. Они же положили основу замечательных традиций обучения и воспитания молодёжи, которые продолжаются по настоящее время.
Предвоенные годы
Какие были особенности учебного процесса? В течение всего года велась агитация молодёжи для поступления в клуб, с осени начинался приём документов, продолжавшийся до нового года. Зимний период использовался для теоретических занятий, а после того, как сходил снег и аэродром высыхал, наступало время учебных полётов и прыжков.
В 1935 году Пермский аэроклуб продолжал своё формирование. Без отрыва от производства обучался второй набор курсантов лётчиков и авиатехников. Планеристы активно занимались не только теорией, но и полётами, причём и в зимние месяцы. Формировались группы парашютистов и водителей аэросаней. Авиамоделисты проводили методические занятия с руководителями кружков школ и предприятий города и области.
В рамках агитации и пропаганды аэроклуб проводил авиамассовки. Об одном из таких мероприятий пишет газета «Звезда» в 20-м номере от 26 января 1935 года:
Весной двухмесячные курсы инструкторов-парашютистов выпустили первые 14 человек, которые возглавили парашютные кружки на предприятиях Перми. У планеристов появился первый двухместный планер ПС-2, позволявший обучать курсантов в полёте. В июле на аэродроме аэроклуба были проведены слеты авиамоделистов и планеристов. В первом участвовали школьники от 25 кружков Перми и района, а во втором 60 планеристов Перми, Кудымкара, Оханска, Верещагино и Добрянки.
Была создана учебно-материальная база, включающая в себя городское здание аэроклуба и свой аэродром во Фролах с необходимым оборудованием. Это позволило постоянному и переменному составу аэроклуба развернуть широкую лётно-парашютную подготовку молодёжи Прикамья по всем довоенным профилям подготовки курсантов и спортсменов: лётному, авиатехническому, парашютному, планерному и авиамодельному.
Зимой 1936 года аэроклуб начинает практику санитарных полётов и продолжает проведение авиамассовок. Первые парашютные прыжки в Пермском крае были сделаны 12 августа 1934 года работниками аэроклуба. Спортсмены-парашютисты занимались теорией и прыгали с парашютной вышки в городском саду. С марта 1936 года парашютные прыжки с самолёта стали доступны для всех. Командиром парашютного звена аэроклуба был Иван Евгеньевич Чернышев, уроженец Донбасса. После окончания Полтавской лётной школы он служил в Перми в воинской части, а с 1935 по 1941 годы работал в аэроклубе.
Постепенно аэроклуб пополнялся авиационной техникой — вот что писала газета «Звезда» в номере 161 от 15 июля 1936 года:
1936 год стал для Пермского аэроклуба определяющим: сформировались самолётная эскадрилья, планерная и парашютная школы. Повсеместно создавались авиамодельные и планерные кружки, строились парашютные вышки и образовывались новые аэроклубы.
В 1939 году начальником аэроклуба был назначен Трунцов Валерьян Николаевич, он возглавлял его до самого расформирования в 1942 году. Деятельность Валерьяна Николаевича Трунцова пришлась на наиболее продуктивный период жизни Пермского аэроклуба.
А в целом летопись имён руководителей аэроклуба довоенного времени выглядит так:
- 18 августа 1933 г. – апрель 1934 г. — В. Егоров
- май–август 1934 г. — Г. Игнатов
- сентябрь–октябрь 1934 г. — Т. Шемелин
- ноябрь 1934 г. – июль 1935 г. — Н. Оборин
- август–декабрь 1935 г. — К. Балтгалв
- январь–март 1936 г. — Ф. Емельяненко
- апрель–ноябрь 1936 г. — М. Лучников
- декабрь 1936 г. – июль 1938 г. — А. Рассомахин
- август 1938 г. – 08 сентября 1939 г. — М. Лучников
- 08 сентября 1939 г. – 20 сентября 1942 г. — В. Трунцов
Аэроклуб в годы войны
К началу 1940 года Пермский аэроклуб представлял собой крупную учебно-авиационную организацию с большой материально-технической базой, многими подразделениями и службами и многочисленными личным и переменным составами.
Первый период жизни Пермского аэроклуба завершился летом 1942 года. Актом от 24 августа 1942 года Молотовский аэроклуб ОСОАВИАХИМ и его лётно-технический состав был передан ВВС.
Из воспоминаний о том времени И. А. Сокольникова:
Во время Великой Отечественной войны на базе аэроклуба осталось работать парашютно-планерное звено. Звено готовило парашютистов-десантников для фронта, а выпускники-планеристы уходили в лётные школы.
Пермский аэроклуб гордится своими Героями Советского Союза — это 22 имени, навсегда оставшихся на страницах военной истории.
Высокое звание Героя Советского Союза присвоено было и Валерию Фёдоровичу Полуновскому — именно его именем назван аэроклуб.
Полуновский Валерий Фёдорович (15 июня 1920 г. – 14 октября 1998 г.)
Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы Валерий Фёдорович Полуновский родился 15 июня 1920 года в сибирском шахтёрском городе Прокопьевске.
В 1936 году, после окончания семилетки, Валерий Фёдорович поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб, а в сентябре 1937 года — в Батайское авиационное истребительное училище, по окончанию которого работал в училище инструктором.
В первые годы войны, в 1940-1941 годах, Валерий Фёдорович служил лётчиком-инструктором в Пермском учебном полку, где летал на самолёте И-16. С началом Великой Отечественной он подаёт рапорт об отправке на фронт и направляется в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков на ПО-2. На этой машине он и начал воевать в отдельной разведывательной эскадрилье 691 авиаполка на Волховском фронте с 1942 по 1943 годы. Уже в 1943–1944 он служил командиром эскадрильи и на ПО-2 совершил 350 боевых вылетов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку. Следующим этапом стали истребители — за плечами Валерия Фёдоровича около 200 боевых вылетов на самолётах Як-1, Як-3, Як-7. Он сбил 13 самолётов врага — один из них тараном! — и аэростат.
Представлялся к званию Героя Советского Союза, но вскоре после этого, 27 марта 1944 года был сбит в неравном воздушном бою, в котором сам уничтожил ещё 2 истребителя врага. Но в этом бою Валерий Фёдорович был ранен и пленён — и больше года провёл узником концлагерей Гросс Розен и Бухенвальда. Но в 1945 году после неоднократных попыток всё-таки из плена бежал — прошёл проверку КГБ, с сентября 1945 по август 1946 годов продолжал службу в своём полку и освоил новые типы самолётов Як-9, Як-11.
Однако, от бывших в плену в то время старались избавиться — и его демобилизовали. Но и на гражданке это «клеймо» преградило ему дорогу в небо. Валерий Фёдорович нашёл себя в художественном мастерстве и работал художником-оформителем в Пермском драмтеатре. И только спустя 12 лет — в 1958 году! — вновь начал летать. Теперь уже в Пермском аэроклубе лётчиком–инструктором на самолётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет. После выхода на пенсию с 1978 по 1986 годы работал методистом Пермского авиаспортклуба. Всё это время он учил летать будущих лётчиков.
Судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам — через 45 лет после войны, 11 декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Умер он в 78 лет 14 октября 1998 года и похоронен в Перми. С 1999 года его имя носит Пермский авиаспортклуб.
Послевоенные годы
Возрождение Пермского аэроклуба началось летом 1950 года. Газета «Большевистская смена» в выпуске 123 от 12 октября 1950 г. писала:
Официально аэроклуб был снова открыт 3 ноября 1950 года в том же здании, где располагался до войны. В его авиапарке насчитывалось около 10 самолётов ПО-2. Сперва клуб базировался на аэродроме Городские Горки, который тогда принадлежал гражданской авиации. И только с осени 1951 года авиатехника аэроклуба была размещена на его прежнем аэродроме «Фролово».
С первого дня возродившийся Пермский аэроклуб осуществлял не только большую хозяйственно-организационную работу, но выполнял свою главную задачу — учебно-лётную и парашютную подготовку. В нём проходили подготовку курсанты-лётчики из числа офицеров запаса и допризывники — курсанты ВДВ перед службой в армии. Первые обучались летать и поддерживали свои лётные навыки, вторые — учились прыгать с парашютом. Велась переподготовка запасников и авиатехнических специальностей. Вместе с тем в аэроклубе занимались спортсмены: лётчики, планеристы, парашютисты и авиамоделисты.
Руководство всей этой работой осуществлял первый послевоенный начальник Базыр Васильевич Башлеев. В его команду вошли также:
- заместитель начальника по МТО молчаливый, но незаменимый Николай Николаевич Кутаков,
- строгий и ответственный авиатехник Александр Павлович Морозов, у которого самолёты работали как часы,
- опытный техник РЭСО Михаил Андреевич Шитов,
- весёлый, но знающий своё дело авиатехник Леонид Владимирович Ежов «дядя Лёня»,
- комендант аэродрома Павел Алексеевич Мелешин.
Переоценить вклад первых работников в восстановление работы аэроклуба невозможно. Аэродром представлял собой только поле, которое следовало привести в лётное состояние. Нужны были стоянки для самолётов и планеров, спецтехника, мастерские и всевозможное оборудование, необходимое для выполнения полётов и парашютных прыжков.
Что касается парашютного спорта, то многие спортивные нормативы у занимающихся сегодня спортсменов-парашютистов могут вызвать улыбки. Но этот спорт начинался именно так, и в те годы это были настоящие достижения:
Уже через 2 года после открытия аэроклуб превосходил довоенный уровень. С 1955 года началась постепенная замена старых ПО-2 на новые учебно-спортивные самолёты Як-18у. Впрочем, неприхотливые работяги ПО-2 летали в аэроклубе до конца 50-х годов в парашютном и планерном звеньях.
Будущим спортсменам приходилось не один месяц по вечерам заниматься в учебных классах аэроклуба. От многих из них эти занятия требовали немалых усилий, поскольку были сложней школьной программы. Только один из трёх, кто подавал заявления в аэроклуб, садился летом в кабину самолёта или планера и поднимался в небо.
Активно работала и авиамодельная лаборатория аэроклуба, представляя тогда ведущий центр авиамодельного спорта Перми. В то же время многие из её инструкторов были общественниками, руководили кружками и секциями авиамоделистов в школах и на предприятиях. Таким образом, лаборатория охватывала своей работой большое количество школьников и молодёжи города и была самым массовым подразделением аэроклуба.
В Пермском аэроклубе занимались многие замечательные спортсмены: авиамоделисты, планеристы, лётчики и парашютисты. Для них самым заветным желанием было научиться управлять самолётом и планером, выполнять увлекательные парашютные прыжки. Именно на аэродроме аэроклуба «Фролово» начиналась их авиационная судьба. Среди таких имён:
- лётчик-инструктор и парашютист Луиза Фукалова,
- мастер парашютного спорта СССР, рекордсменка Мира Маргарита Можаева,
- мастер самолётного спорта Аркадий Колесов,
- лётчик-инструктор и спортсмен Николай Сивков,
- лётчик-инструктор Геннадий Бурков,
- мастер самолётного спорта, лётчик-инструктор и буксировщик Николай Чагаев.
До 1964 года главной статьёй существования аэроклуба была военная составляющая: работа с курсантами. Курсанты-лётчики проходили первоначальную лётную подготовку, после чего им присваивалось звание младшего лейтенанта запаса. Вместе с ними шла подготовка офицеров запаса, которые на сборах восстанавливали и поддерживали технику пилотирования. Курсанты-парашютисты готовились из числа призывников для службы в ВДВ.
Данные накануне реорганизации Пермского аэроклуба в авиаспортклуб:
Як-18у, Як-12, Zet-326, Як-18П, Ан-2
В феврале 1964 года аэроклуб был преобразован в Пермский авиационно-спортивный клуб.
Главной задачей клуба стала спортивная работа. Однако авторитет авиации среди молодёжи Перми в шестидесятые годы продолжал расти. Росла и спортивная слава. Самым массовым и, возможно, самым важным видом авиационного спорта тогда являлся авиамоделизм. По крайне мере, он требовал меньше всего затрат, но путь в авиацию у многих людей, выбравших её на всю жизнь, начинался именно в небольших авиамодельных кружках. В послевоенные годы эти кружки были во всех школах и Домах пионеров. Была авиамодельная лаборатория и в Пермском аэроклубе. Она объединяла наиболее опытных спортсменов-авиамоделистов Перми, занималась поставками материалов для строительства моделей и организацией авиамодельных соревнований. Авиамодельная лаборатория существовала в штате Пермского АСК до конца 80-х годов, но расцвет её деятельности приходился на 50-60 годы.
Опытные инструкторы подготовили немало хороших спортсменов, как лётчиков, так и парашютистов. Лучшие из них становились инструкторами, уходили в сборные команды страны и в армию. Среди парашютных имён того времени:
- 4-кратная рекордсменка мира по парашютному спорту, 10-кратная чемпионка мира, 3-кратная Чемпионка Европы и Советского Союза по комбинированным прыжкам, Нина Кузьминична Голдобина,
- мастер парашютного спорта, член сборной команды РСФСР, Рафаил Иванович Шамратов,
- мастер парашютного спорта, 2-кратная Чемпионка России, неоднократный призер Зональных и кубковых соревнований России, Галина Ивановна Ткачук,
- 3-кратный рекордсмен мира, 2-кратный рекордсмен Советского Союза, абсолютный Чемпион Вооружённых Сил, Владимир Александрович Семагин,
- мастер парашютного спорта, инструктор-парашютист и командир парашютного звена, тренер сборной команды Пермского АСК, Валерий Вячеславович Аникеев.
Авиаклуб в 80–90-е годы
Кризисный период 60–70-х сменился возрождением Пермского АСК в 80-е годы. Уже в конце 70-х стало ощущаться приближение долгожданных перемен в жизни авиаспортклуба. Лётчики, хотя и летали на 4 стареньких Як-12М, очень ждали поступления новых Як-52, которые уже выпускались в Румынии. В ожидании новых спортивных парашютов жили и парашютисты. На этих парашютах ПО-9 типа «крыло» уже прыгали военные из «Сокола», но в клубе их ещё не было.
Вероятно, существенную роль в повышении роли авиационных клубов ДОСААФ в Союзе сыграла Афганская война. Во всяком случае, именно в её время вдвое увеличился план подготовки призывников для службы в ВДВ. Кроме этого, Пермский АСК начал подготовку курсантов-лётчиков, учащихся 9–10-х классов для поступления в училища ВВС.
С 1982 года началось оснащение клуба пилотажными самолётами Як-52. Появились самолёты-акробаты Як-50, Як-55. В парашютном звене летали 3 самолёта АН-2. В конце 80-х пришли вертолёты Ми-2. Самолётный парк авиаспортклуба составлял не менее 30 единиц техники.
В те годы в авиаклубе проходили ежегодную подготовку:
Ежегодный налёт клуба составлял 2 500 лётных часов, выполнялось до 10 000 парашютных прыжков. На своей базе Пермский авиаспортклуб проводил не один десяток различных спортивных состязаний. Ежегодно 4–6 спортсменов выполняли нормативы мастеров спорта, 8–10 человек становились кандидатами в мастера спорта и 20–30 — спортсменами I разряда.
Для жизнедеятельности аэроклуба нужны были не просто любители, а энтузиасты, способные взвалить на собственные плечи всю тяжесть решения организационных, технических и финансовых проблем. Объективными причинами возрождения Пермского АСК 80-х годов были материальные факторы, но субъективные зависели от людей. И, прежде всего, от руководителей. Известное многим определение — «быть в нужное время в нужном месте» — в полной мере относится к начальнику клуба тех лет Леониду Дмитриевичу Хорошеву. За время его руководства с 1983 по 1989 годы в авиаспортклубе были осуществлены кардинальные хозяйственные и спортивные преобразования, позволившие клубу вновь стать ведущей авиационно-спортивной организацией. Благодаря его неутомимому желанию сделать клуб настоящим домом для всех, кто в нём работал и занимался авиационным спортом, Пермский авиаспортклуб в значительной степени и обязан своим возрождением.
Среди парашютных имён того времени:
- инструктор-парашютист, командир парашютного звена, тренер по парашютному многоборью, Станислав Александрович Копытов,
- мастер парашютного спорта, спонсор, оказавший финансовую поддержку клубу и спасший его существование в период развала СССР, Сергей Павлович Чупин,
- парашютная династия — тренер Валерий Юрьевич Боровик, многократные чемпионы и призёры чемпионатов и кубков России Боровик Артем Валерьевич и Боровик Евгений Валерьевич.
Аэродром Фролово в наши дни
Аэродром продолжает работать. Пермский авиаклуб смог преодолеть множество кризисов, но продолжает развиваться и влюблять людей в авиацию. В авиаклубе сохраняют и помнят историю, но и стремятся развиваться и идти в ногу со временем, насколько это позволяют ресурсы.
Сегодня во «Фролах» летают самолёты категории «А» и моторные и безмоторные СЛА с использованием буксировки, поднимаются аэростаты, совершаются прыжки с парашютом. На аэродроме также возможно принимать все виды вертолётов и планеров.
Что касается парашютного спорта:
- осуществляются прыжки в тандеме с инструктором,
- проводятся самостоятельные прыжки по программе «Static Line» — с высоты 1 200 м и с принудительным раскрытием парашюта типа «крыло»,
- организованы прыжки для спортсменов-парашютистов,
- ведётся обучение спортсменов-парашютистов по методике «Static Line».
Прыжки осуществляются с самолёта Ан-2, предельная высота — 2 500 м.
Есть на аэродроме и частные летательные аппараты — возможно осуществить полёт на самолёте Cessna 182 и вертолёте Robinson R44. В летнее время проводится обучение пилотов параплана в школе пилотов «ВЕКТОР-Пермь» и затяжки пилотов СЛА — работает активная гидравлическая лебёдка.
Пермь также славится своим авиафестивалем «Крылья Пармы», который проводится в Перми с 2009 года и стал одним из крупнейших массовых мероприятий региона. В 2023 году фестиваль вернулся после пандемийных лет тишины — и прошёл на аэродроме Фролово, так как совместный военно-гражданский аэродром Большое Савино и территория авиабазы «Сокол», по очевидным соображениям, для массовых мероприятий сейчас не подходят.
В программу фестиваля вошли:
- пилотаж на Як-52 от Александра Соловьёва, тренера команды Пермского Края по самолётному спорту,
- купольная акробатика от Федерации парашютного спорта Пермского края,
- выступление пилотажной группы «Первый Полёт» на поршневых самолётах,
- выступление пилотажной группы «Русь».
Контакты Пермского
авиационно-спортивного клуба
Местонахождение офиса Пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ РФ:
г. Пермь, пер. Тополевый, д. 8.
Местонахождение аэродрома:
Пермский край, Двуреченская с/а, деревня Нестюково, Нестюковский тракт, д. 1/б,
аэродром ДОСААФ «Фролово»
Координаты аэродрома:
57.900233, 56.242857
Контактная информация:
сайт skycentre.perm.ru
сообщество В контакте vk.com/skycentre_perm
e-mail info@skycentre.perm.ru
Контакты для записи:
Прыжки с парашютом | полёты на самолётах | общая информация | подарочные сертификаты
+7 (342) 2-777-811
+7 (992) 225-20-33