Отлаженную работу аэроклуба прерывает Великая Отечественная война. В Свердловск перебазируют всю авиационную технику и личный состав области, а также клубы с временно оккупированных территорий.
Война стала суровым испытанием для советских людей. И в том, что армия, авиация и флот в ходе мобилизации получили в свои ряды подготовленных бойцов, была большая заслуга ОСОАВИАХИМ. Так, например, по воспоминаниям ветерана ВОв Евгения Павловича Смолоногова, практически все выпускники-парашютисты аэроклуба предвоенных лет впоследствии прошли службу в Воздушно-десантных войсках.
Что стало с аэроклубом?
Аэроклуб преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа, а позже — в 36-й запасной авиационный полк. Каждый месяц из личного состава формируются и отправляются на фронт полки ночных бомбардировщиков.
Фронтовые уральские подруги
Уже в первые дни войны лётчики и инструкторы аэроклуба подавали рапорта с просьбой отправить их на фронт. Так, например, поступили лётчицы-инструкторы Галина Бурдина, Тамара Памятных, Ирина Олькова (Смахтина) — ушли добровольцами и были зачислены в авиационный истребительский полк Марины Расковой, воевали в составе 586-го женского истребительного полка. И вошли в историю, как три боевые фронтовые уральские подруги.
Всю войну эти отважные девушки провели за штурвалом истребителей Як-3 и были награждены боевыми орденами и медалями. После окончания войны Ирина Смахтина вернулась в Свердловск и работала инструктором в аэроклубе, Тамара Бурдина работала диспетчером в аэропорту Риги, а Галина Памятных перебралась в Ростов-на-Дону.
Боевой вылет Тамары Памятных, совершённый 19 марта 1943 года.
«Однажды мы с моей ведомой Раисой Сурначевской получили задание перехватить и сбить немецкий разведывательный самолёт. Взлетев, мы довольно скоро обнаружили не один самолёт, а целых два соединения немецких бомбардировщиков общим количеством 42 машины! Вот-те на!
Стремительно набрав высоту, мы спикировали на них, избрав своей целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге каждая из нас сбила по 1 машине. Повторив этот манёвр, мы сбили ещё 2 бомбардировщика.
К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила пойти на таран. Я настолько приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика — это был огромный детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже собиралась таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и машина, загоревшись, вошла в «штопор».
Возникшая перегрузка оказалась настолько сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону, и я не могла даже ухватиться за привязные ремни, но всё же каким-то образом ухитрилась открыть «фонарь» кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь. Я собралась прыгать, но по-прежнему не могла расстегнуть ремни. Страха как такового не было — просто осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, после чего мне даже не пришлось выпрыгивать из самолёта — мощным толчком меня буквально вышвырнуло из кабины!
Находясь на высоте около 150 метров, я выдернула кольцо, и надо мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, поскольку была уверена в том, что серьёзно ранена. Лицо моё действительно было всё в крови, которая стекала на комбинезон, да и чувствовала я себя отвратительно.
Подняв взгляд в небо, я увидела, что Раиса продолжает делать круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась мысль: «Если она пойдёт на них в одиночку, то неизбежно погибнет». И всё же я отправилась на телеграфную станцию, чтобы сообщить в свой полк, что мой самолёт разбился, а потом вдруг увидела, как через поле в мою сторону идет Раиса — была зима, кругом лежал снег, и мы обе были обуты в унты. Мы подошли друг к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое чувство, будто мы заново родились на свет.
И всё же несмотря на то, что мы остались целы и невредимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за разбитый самолёт. Это был не столько страх, сколько ощущение того, что мне за это что-то «будет». А нас вместо этого вдруг взяли и представили к боевым наградам — ордену Красной Звезды! Даже по радио сообщили, что мы заставили повернуть назад целое формирование немецких бомбардировщиков и сбили 4 из них!
Чуть позже английский король, прочитав об этом сообщении, прислал нам в подарок через советский МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: «Храброй и элегантной лётчице Лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI»!
Из материалов проекта «Красные Соколы. Советские лётчики 1936–1953»
Измаильский полк
В декабре 1941 года формируется и выдвигается в Москву 734-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Его командиром стал Герой Советского Союза майор Александр Яковлевич Летучий — фамилия как нельзя кстати подходила к деятельности. Начальником штаба полка стал Виктор Сергеевич Кизиков, лётчик-инструктор, который после победы вернулся в Свердловск и работал в Управлении гражданской авиации.
Затем, чуть позже, вместо Летучего полк возглавляет бывший командир звена Свердловского аэроклуба Анатолий Васильевич Стяжков. Под руководством Стяжкова и Кизикова полк прошёл с боями от Москвы через Воронеж, Сталинград, Донбасс, Курск, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и закончил войну в Австрии в 1945 году. За боевые операции полку присвоено звание Гвардейского — он стал 97-м гвардейским авиационным полком, а за Ясско-Кишиневскую операцию Приказом НКО №0305 от 9 сентября 1944 года переименован в Измаильский и награждён Орденом Суворова.
Участие полка в операциях и битвах:
- 17.07.1943–27.07.1943 — Изюм-Барвенковская операция
- 03.08.1943–23.08.1943 — Белгородско-Харьковская операция «Румянцев»
- 13.08.1943–22.09.1943 — Донбасская операция
- 10.10.1943–14.10.1943 — Запорожская операция
- 23.10.1943–05.11.1943 — Днепропетровская операция
- 30.01.1944–29.02.1944 — Никопольско-Криворожская операция
- 06.03.1944–18.03.1944 — Березнеговато-Снигирёвская операция
- 26.03.1944–14.04.1944 — Одесская операция
- 20.08.1944–29.08.1944 — Ясско-Кишенёвская операция
- 28.09.1944–20.10.1944 — Белградская операция
- 29.10.1944–13.02.1945 — Будапештская операция
- 06.03.1945–15.03.1945 — Балатонская операция
- 16.03.1945–15.04.1945 — Венская операция
В период Великой Отечественной войны 17 воспитанников клуба были удостоены звания Героя Советского Союза. А двое из них были удостоены этой награды дважды — Григорий Речкалов и Михаил Одинцов.
Одинцов Михаил Петрович
(1921–2011)
Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово (Пермский край). Вырос в Свердловске, куда переехал с родителями в 1928 году. Первые полёты совершил в Свердловском аэроклубе. В 1939 году закончил Пермскую военную школу пилотов, в 1940 году — Энгельское военное училище лётчиков.
В годы Великой Отечественной войны сражался в штурмовой авиации, летал на СУ-2 и Ил-2. 4 февраля 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 27 июня1945 года удостоили этого звания второй раз.
Первый боевой вылет младший лейтенант совершил на ближнем бомбардировщике СУ-2 на четвёртый день войны. Разметал бомбами колону врага. Потом такие полёты стали буднями. Чтобы уничтожать топтавших нашу землю фашистов, вооруженных мощной техникой, приходилось изо дня в день совершенствовать мастерство, в каждый полёт вкладывать всю свою ненависть к врагу. Много раз фашисты испытывали силу удара от краснозвёздного штурмовика Ил-2, ведомого Одинцовым.
Всего Михаил Одинцов за годы войны выполнил 215 успешных боевых вылетов на штурмовку колонн и объектов врага, члены его экипажей вместе со своим командиром сбили более 10 вражеских самолётов. Из 49 с половиной календарных лет службы Одинцов 44года провёл в полётах, освоил более 50 типов летательных аппаратов (различные самолёты и вертолёты).
Ушёл из жизни 12 декабря 2011 года. похоронен на Троекуровском кладбище города Москва.
Речкалов Григорий Андреевич
(1920–1990)
Родился 9февраля 1920 года в деревня Худяково (сегодня —посёлок Зайково, Ирбитский район). Без отрыва от производства закончил Свердловский аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, окончил Перскую военную авиационную школу пилотов.
В Великой Отечественной войне участвовал с первого и до последнего дня. Прошёл путь от рядового летчика до командира истребительного полка. Воевал на истребителях И-153, И-16, Як-1, Р-39 «Аэрокобра».
24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года удостоился этого звания второй раз. Всего выполнил ~450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолётов лично и 6 в составе группы. Последние бои наш земляк провел в Берлинском небе, где сбил 2 вражеские машины и довёл число уничтоженных самолётов до 59, не считая сбитых в групповых боях.
С 1959 года генерал-майор авиации вышел в запас и жил в Москве. Написал и опубликовал книги:
- 1941. Пылающее небо войны
- Дымное небо войны
- В небе Молдавии
Ананьин Степан Константинович
(1904–1960)
Родился 5 июля 1904года в деревне Гилёво Белоярского района Свердловской области.
Учился в сельской школе. Работал на Черноусовской текстильной фабрике, на заводе «Уральский пролетарий» в Свердловске, председателем кустарно-промысловой артели и председателем колхоза. В 1931 году вступил в члены КПСС. Заведовал кабинетом политпросвещения в бывшем Баженовском райкоме партии. Учился в Свердловском аэроклубе и школе лётчиков. В Советской Армии служил с 1937 по 1953 годы. Прошёл путь от рядового лётчика до гвардии полковника, командира авиационного полка. Участвовал в боях на Западном, Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах. Был ранен.
Авиаполк Ананьина нанёс огромный урон фашистам. Даже в то время, когда враг господствовал в воздухе, «ананьинцы» не раз выходили победителями из неравных схваток. 25 августа 1941 года Ананьин участвовал в авиаударе, в котором был уничтожен 61 самолет противника. С 18 августа по 5 сентября его полк совершил 50 групповых боевых вылетов без потерь, уничтожив огромное количество вражеской техники, живой силы врага.
В одном из боев Ананьин был тяжело ранен в обе руки и голову, героически отражал все атаки истребителей и на сильно повреждённом, почти не управляемом самолете, зажав руль управления ногами, перетянул его через линию фронта и сел на своей территории.
Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 года. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны I степени и шестью медалями. Выйдя в отставку по болезни, Степан Константинович в 1954 году вернулся в Свердловск. Умер 12 января 1960 года. Похоронен в селе Черноусово. На его могиле установлен памятник.
Барковский Виктор Антонович
(1919–1942)
Родился 28 ноября 1919 года в городе Владивостоке. С 1932 года жил с родителями в Свердловске, где окончил 7 классов неполной средней школы. Работал инструктором в Свердловском аэроклубе. Член ВЛКСМ.
Окончил лётную школу. Участник Великой Отечественной войны с осени 1941 года. Младший лейтенант, лётчик 1-й эскадрильи 591-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны.
Погиб 20 мая 1942 года в воздушном бою над городом Елец, протаранив вражеский самолёт. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года. В Екатеринбурге по ул. Белинского, 143, на здании школы, где учился герой, установлена мемориальная доска.
Боронин Михаил Петрович
(1914–1944)
Родился 1О ноября 1914 года в Мордовской АССР.
Член КПСС с января 1944 года. В 1938 году окончил Уральский политехнический институт имени С. М. Кирова. Работал начальником смены и помощником начальника мартеновского цеха Алапаевского металлургического завода. Учился в Свердловском аэроклубе. 15 июня 1941 года был призван на военно-учебный сбор, а когда началась война — мобилизован в авиацию Военно-Морского Флота.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал в составе 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного полка Северного флота. Гвардии лейтенант, штурман авиазвена. Совершил 22 успешных боевых вылета, участвовал в 5 торпедных атаках, потопил вражеские суда общим водоизмещением 18 тысяч тонн.
Награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2 степени. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 года. Погиб 11 мая 1944 года в районе мыса Хибергнесет (Северная Норвегия) при выполнении боевого задания. В память о нём установлена мемориальная доска в мартеновском цехе Алапаевского металлургического завода.
Дьяконов Никита Николаевич
(1914–1944)
Родился в 1914 году в селе Поречье, Ярославской области. С декабря 1933 года и до ухода в Советскую Армию жил в Свердловске. Работал слесарем инструментального цеха Уралмашзавода, одновременно учился в Свердловском аэроклубе. После срочной службы в Советской Армии работал инструктором Кировоградского и Свердловского аэроклубов.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал в составе 672-го штурмового авиационного полка 306-й авиационной штурмовой авиационной дивизии. Капитан, командир эскадрильи. Член КПСС.
Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года за 94 успешных боевых вылета на штурмовку врага. Награждён орденами: двумя — Красного Знамени, двумя — Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Погиб при выполнении боевого задания в районе города Сабадсалаш (Венгрия) 24 декабря 1944 года.
Елохин Аггей Александрович
(1912–1942)
Родился 16 декабря 1912 года в селе Знаменском Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина-бедняка. Окончил Знаменскую на чальную школу и Тавдинскую школу ФЗУ. Работал на лесоразработках, заводе и на электростанции.
В декабре 1932 года Тавдинским райкомом комсомола направлен на учёбу в лётную школу в Свердловский аэроклуб. 6 ноябре 1934 года призван в Советскую Армию. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадрильи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Кандидат в члены КПСС. В боях получил ранение.
Звание Героя Советского Союза присвоено 1О февраля 1942 года. Награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В небе над Одессой и Харьковом эскадрилья Елохина была грозой для фашистов. Аггей Елохин произвёл 123 боевых вылета, из них 63 на штурмовку, 26 — разведка, 39 — воздушные бои. Много славных побед имел на своём счету отважный командир. Свидетельство тому — одна из записей в документах военной поры:
Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года — самолёт Аггея был подбит в воздушном бою и при посадке сгорел. Именем Героя Советского Союза Аггея Елохина названа улица в селе Знаменском. На здании Знаменской восьмилетней школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска.
Иконников Владимир Дмитриевич
(1920–2000)
Родился 23 июня 1920 года в Свердловске, в семье телеграфиста. После окончания неполной средней школы №1 94 поступил на работу в Свердловский аэроклуб.
В Советской Армии с 1938 года. Учился в военных училищах. Великой Отечественной войне принимал участие с первого и до последнего дня. Участник обороны Москвы, Ленинграда, Заполярья. В 1943 году вступил в члены КПСС. Воевал в составе 30-го гвардейского полка авиации дальнего действия. Совершил 285 боевых вылетов. Был ранен.
Звание Героя Советского Союза присвоено 5 ноября 1944 года.
На четвёртый день войны младшему лейтенанту Иконникову пришлось одному сражаться с шестью «мессерами». Одного из них он сбил. Случалось ему дотягивать до своего аэродрома на одном моторе, садиться на повреждённое шасси. О вкладе Владимира Иконникова в победу говорится в боевой характеристике:
Карушин Александр Фёдорович
(1923–1994)
Родился 7 августа 1923 года в городе Петропавловске, Казахской ССР, в семье военнослужащего. В 1929 году вместе с родителями переехал в Свердловск. Учился в средней школе №167 и Свердловском аэроклубе. В декабре 1941 года окончил военную авиационную школу.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с октября 1942 года и до конца войны в составе 617-го штурмового и 167-го гвардейского штурмового авиационных полков. Сражался на Воронежском, Харьковском, Орловско-Курском, Киевском, Корсунь-Шевченском, Ясско-Кишиневском направлениях, в Румынии, Югославии, Венгрии. Член КПСС с 1943 года. Дважды ранен.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, югославским орденом «Партизанская звезда» 11 степени и многими другими медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 года.
Кирилюк Виктор Васильевич
(1923–1988)
Родился 2 апреля 1923 года в деревне Большие Тураи, Оханского района, Пермской области, в семье крестьянина.
С 1930 года и до ухода в Советскую Армию жил в Талицком районе, Свердловской области. Окончил Талицкую среднюю школу и Свердловский аэроклуб.
В Советской Армии служил с 1941 по 1959 годы. В боях с немецко-фашистским оккупантами участвовал с декабря 1942 года на Северном Кавказе, Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Произвел 610 боевых вылетов. Сбил 32 самолёта противника. В августе 1944 года вступил в члены КПСС. Был ранен. После войны в 1958 году был уволен в запас в возрасте 35 лет в звании подполковника авиации. До конца дней проживал в Талице.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года.
Коровин Кесарь Михайлович
(1918–1982)
Родился 30 марта 1918 года в г. Михайловске Нижнесергинского района Свердловской области. Работал кузнецом на Уралмашзаводе, учился в Свердловском аэроклубе.
В 1940 году окончил школу военных лётчиков. Сражался с первого до последнего дня войны в составе 208-го, 503-го и 637-го штурмовых авиаполков. Член КПСС. Участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, освобождении Киева, Житомира, Львова, Ужгорода, Мукачево, Польши, Чехословакии. Трижды ранен. Днём, ночью, в туманы и снегопады приходилось Коровину водить звенья Ил-2 на штурм врага. Советские лётчики уничтожали танки, пушки, живую силу противника. 5 января 1943 года на штурмовик Коровина напало несколько истребителей, повредили машину, но пилот проявил высочайшее мужество и мастерство, отбился от преследователей и возвратился на свою базу.
Герой совершил 130 боевых вылетов, уничтожил более 40 танков, 9 самолётов, 128 автомашин с грузом и живой силой, 32 артиллерийских орудия и другую технику. Звание Героя СССР присвоено 15 мая 1946 года. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Чехословацкий боевой крест», многими медалями.
Курочкин Владимир Михайлович
(1913–1941)
Родился в 1913 году в городе Свердловске. Лейтенант командир звена 1-й истребительной эскадрильи, 7-го истребительного авиационного полка. Член ВЛКСМ. Участвовал в боях на озере Хасан 1939 года. В Красной армии с 1935 года.
В боевых действиях против белофинов принимал участие с 15 января 1940 года. За этот период как боевой лётчик показал себя с хорошей стороны — смелый, инициативный командир. Выполнил 60 боевых вылетов.
Выполняя боевые задания, делая иногда 6-7 вылетов в день, Владимир Курочкин, не чувствуя усталости, громил белофинские рубежи, показывал образцы героизма, мужества и отваги. 9 марта 1940 года, в паре выполняя задания прикрытия своих войск, товарищ Курочкин заметил 2 самолёта противника «Фокер», которые пытались атаковать наземные войска. Стремительной атакой он уничтожил оба самолета. 21 февраля 1940 года при выполнении боевого задания, налёта на аэродром противника в районе Лапеенранта, от прямого по падания зенитной артиллерии были повреждены стабилизатор и руль поворота, но несмотря на трудности пилотирования самолётом Курочкин благополучно произвёл посадку. Летал в сложных метеоусловиях на разведку.
Звание Героя СССР присвоено 21 марта 1940 года. Погиб 26 июля 1941 году в воздушном бою. На здании училища (УЗТМ), где он учился, установлена мемориальная доска.
Леонтьев Василий Александрович
(1917–1985)
Родился в 1917 году в поселке Старопышминском Берёзовского горсовета Свердловской области.
Окончил сельскую школу и школу горпромуча Берёзовского прииска. Работал в Свердловском трамвайном парке. Одновременно учился в Свердловском аэроклубе. В Советскую Армию ушёл добровольцем. Окончил военную школу лётчиков. Член КПСС с 1939 года. Участвовал в боях с белофинами. Во время Великой Отечественной войны был заместителем командира эскадрильи 24-го авиационного бомбардировочного Орловского Краснознаменного ордена Суворова полка. Бомбил скопления вражеских войск и боевой техники на Воронежском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах, в Берлине. Был ранен.
Трудным был боевой путь Василия Леонтьева с 22 июля 1941 года до Дня Победы. 4 раза гитлеровцы сбивали его машины, но всякий раз хладнокровный, находчивый лётчик либо садил подбитую машину, либо за мгновение до взрыва покидал её. Некоторое представление о боевых делах уральца даёт такой отрывок из донесения:
За время войны Леонтьев выполнил 214 таких вылетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года. Являлся почётным гражданином г. Березовского, членом совета ветеранов 6-ой воздушной армии.
Липилин Александр Алексеевич
(1913–2003)
Родился 18 января 1913 года в г. Рассказово Тамбовской области.
С 1931 года и до ухода в Советскую Армию жил в Свердловске, строил Уралмашзавод и работал на нём токарем. В 1934 году по путёвке заводского комитета комсомола был направлен в школу лётчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 года. Был командиром звена 41-го истребительного авиационного полка. Совершил 270 боевых вылетов. Сбил 22 вражеских самолета. В феврале 1942 года вступил в члены КПСС. Был дважды ранен.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 февраля 1942 года. После войны Александр Алексеевич окончил Академию Генерального Штаба и командовал авиационным соединением. А уже будучи полковником в отставке, Лепилин жил в Москве.
Одноценов Герамн Петрович
(1923–1945)
Родился 21 января 1923 года в Казани, в семье военнослужащего. Вырос в городе Свердловске, где окончил 9 классов средней школы № 40 и Свердловский аэроклуб.
В 1940 году поступил в школу военных лётчиков. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с апреля 1942 года по март 1945 года на Западном, Юго-Западном, Воронежском и 3-м Украинском фронтах. Командир авиазвена 951-го штурмового авиационного Нижнеднестровского Краснознаменного полка 306-й штурмовой авиационной Нижнеднестровской Краснознаменной дивизии.
Произвёл 130 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 и 20 ночных боевых вылетов на По-2. Был ранен. Погиб 2 марта 1945 года, направив свой подбитый самолёт на скопление танков и живой силы противника. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 29 июня 1945 года.
Силантьев Александр Петрович
(1918–1996)
Родился в 1918 году в г. Свердловск. Окончил школу №1О и школу ФЗУ. Работал слесарем-сборщиком на заводе «Металлист». Одновременно учился в планерной школе Свердловского аэроклуба. В 1938 году призван в Советскую Армию. Окончил авиационную школу и училище лётчиков. Член КПСС. Все годы Великой Отечественной войны провёл на фронте.
В сентябре 1941 года группа истребителей во главе с капитаном Панюковым получила задачу сопровождать самолёт, в котором летели представители ставки Верховного главнокомандования. Среди лучших летчиков был и Александр Силантьев. Над Ладожским озером завязался ожесточенный бой с фашистскими истребителями. Высокое лётное мастерство показали наши бойцы. Оно сбили 2 вражеских самолёта и разогнали остальные. В 1943 году на Ленинградском фронте 6 истребителей под командованием Силантьева внезапно встретила 6 «мессершмиттов». Стремительная атака — и через несколько секунд все гитлеровские машины, объятые пламенем, упали на землю.
За время войны Силантьев совершил 359 вылетов, лично сбил 8 и в групповых боях 10 вражеских самолётов. После войны Силантьев окончил Военно-воздушную Краснознаменную Академию и Военную академию Генерального штаба. В дальнейшем уже маршал авиации Силантьев находился на ответственных должностях в войсках, Главном штабе ВВС и генштабе, с 1980 года — в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Звание Героя Советского Союза присвоено 17 декабря 1941 года.
Шипицын Михаил Дмитриевич
(1920–2008)
Родился в 1920 году в деревне Шипицы Верховинского района Кировской области. С десятилетнего возраста жил в посёлке Малый Исток близ города Свердловска. Окончил неполную среднюю школу и школу торгового ученичества. Работал продавцом в Свердловском Центральном универмаге, одновре менно учился в Свердловском аэроклубе.
В 1939 году по комсомольской путёвке ушёл в Советскую Армию. Окончил школу военных лётчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с первого и до последнего её дня. В 1944 году вступил в КПСС. Был командиром авиазвена 43-го гвардейского Волковисского штурмового авиационного полка. Вёл воздушные бои на Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше и Германии. Совершил 167 боевых вылетов. Был ранен.
Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года.