Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
в Екатеринбурге
после войны
Статья | Фотоархив | Портретные очерки

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
в Екатеринбурге
после войны
Статья | Фотоархив | Портретные очерки

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

Великая Отечественная война закончилась. Фронтовики, в том числе бывшие работники Свердловского аэроклуба, вернулись домой. Но только спустя 5 лет после победного мая 1945 года аэроклуб возобновил свою работу.

История того времени

Возобновление деятельности

Сентябрь 1950 года. В аэроклубе созданы самолётный отряд, секция парашютистов, планерные звенья и авиамодельная лаборатория. По заданию Министерства Обороны СССР аэроклуб активно готовил пилотов запаса и парашютистов для воздушно-десантных войск. Кроме того, быстрым темпом развивались авиационные виды спорта.

По всей области создаются авиационные кружки при районных комитетах. В эти комитеты выделялись штатные авиационные работники.

21
кружок по изучению авиационного дела
24
кружка авиационных мотористов
24
парашютных кружка
41
авиамодельный кружок
2
планерных секции

Более 1500 человек обучаются по различным авианаправлениям

Аэроклубу были выделены 2 комнаты на втором этаже обкома ДОСААФ. Затем клуб был переведён в подвальное помещение дома по адресу ул. Ленина, 5.

Летопись эпохи

В 1953 году на должность начальника аэроклуба назначается Герой Советского Союза Спартак Иосифович Маковский, который после себя оставил самые добрые воспоминания среди сотрудников клуба. При Маковском в клуб начали поступать самолёты Як-18. Лётный состав проходил переучивание в Бузулуке. В целом этот период ознаменовался созданием учебно-материальной базы, организацией учебного процесса и спортивной работы.

В 1955 году командиром парашютного звена становится Иван Филиппович Сикорский — фанат парашютного дела в наилучшем смысле слова. В годы его работы проводятся внутриклубные соревнования, матчевые встречи УПИ-ЧПИ. Основные спортсмены Свердловского аэроклуба — парашютисты начального обучения парашютной секции УПИ, возглавляемой спортсменом-парашютистом Валерием Захаровым, а позже, с 1955 года — Сергеем Киселёвым.

В 1957 году на смену самолётам По-2 пришли Ан-2, что позволило резко улучшить подготовку парашютистов. В клубе активно занимались прыжками на установление мировых рекордов — их было установлено более 190! Началось формирование парашютных групп в ведущих институтах города — в медицинском, горном и др. В том же году в клуб поступают вертолёты Ми-1 — создаётся вертолётный отряд, который проводит подготовку пилотов запаса по второму году обучения согласно заказу Министерства обороны.

В конце 1958 года Спартака Маковского сменяет полковник запаса Макеев Александр Иванович. На этот же период пришёлся ряд лётных происшествий, поэтому, несмотря на высокое качество подготовки пилотов и парашютистов, а также высокие спортивные показатели, клуб не мог претендовать на достойные места во Всесоюзном соревновании.

В 1958 году состоялась Первая Спартакиада по авиационно-техническим видам спорта, первые зональные соревнования по парашютному спорту. Спортсмены аэроклуба много готовились, совершили множество затяжных парашютных прыжков, что принесло свои плоды — первое командное место, которое затем спортсмены клуба удерживали за собой 12 лет. Финальные соревнования прошли в Москве, где никому не известные уральские спортсмены стали призёрами. Кроме того, часть состава команды выполнили нормативы мастеров спорта СССР. Этот успех открыл дорогу в большой спорт многим спортсменам Свердловского аэроклуба.

В 1960-е годы Свердловская школа парашютизма получила признание в стране. Ирина Соловьёва, Маргарита Новгородцева, Наталья Филинкова, Сергей Киселёв, Евгений Ткаченко, Надежда Ламберг — защищали честь Родины на международных соревнованиях.

В 1963 году Сергей Киселёв впервые в стране выполнил парашютный прыжок на стадион Уралмашзавода в день торжественного празднования 30летия предприятия. В 1965 году уже 52 спортсмена зимних соревнований Урала приземлились на Центральном стадионе, и с тех пор летом и зимой прыжки спортсменов-парашютистов на город стали доброй и популярной традицией.

За период 1951-1977 годы в Свердловском аэроклубе были подготовлены:

418
лётчиков
448
спортсменов-планеристов
3178
парашютистов
5300
укладчиков парашютов

Аэродромная история

После окончания войны постановлением правительства требовалось возвратить аэродром клубу, однако рядом уже действовал переданный гражданской авиации аэродром Кольцово. Это сильно ограничивало аэроклуб в использовании воздушного пространства. Тогда аэроклубу для полётов определили аэродром Уктус, где самолёты гражданской авиации почти не летали. А прыжки проводились на аэродроме Арамиль.

Пилот Паздерин на Як-18 на аэродроме Уктус 1956
Фото: архив В. Паздерина

Со временем работа аэродрома Уктус стала более интенсивной. Аэроклуб перешёл на обучение пилотов с самолётов По-2 на Як-18. Появился в аэроклубе и вертолётный отряд, проводивший обучение на вертолётах Ми-1. Поэтому в 1955 году было принято решение в летний лагерный период базироваться на запасном аэродроме ВВС Уральского военного округа — Логиново. А по окончании лагерного периода всю технику перегоняли обратно на Уктус и зимние полёты проводили уже там.

Самолётный парк Уктус 1956
Фото: архив В. Паздерина

Но на аэродроме Логиново, располагавшемся в 60 км восточнее Свердловска, никаких строений не было. Воду завозили водовозкой из деревни Логиново. Электроэнергии на аэродроме также не было. Для питания курсантов и лётно-технического состава построили деревянную столовую. Курсанты и лётно-технический состав жили в палатках. Одновременно с лётной работой в Логиново подыскивалось место для строительства своего аэродрома. Тем более, что на эту цель решением Совета Министров РСФСР выделили средства.

Палатки курсантов, столовая и клуб Логиново 1959 г.
Фото: архив В. И. Свалова

В 1957 году было определено место для аэродрома в 25 км юго-западнее Свердловска и 1 км западнее поселка Горный Щит. Там произвели землеотвод участка площадью 230 га. К 1960 году аэродром и жилой городок были готовы к эксплуатации. Однако зимой 1960 года над Свердловском случилась катастрофа самолёта ТУ-104. В связи с этим изменили схему захода на посадку в аэропорт Кольцово. И аэродром Горный Щит оказался под глиссадой снижения заходящих на посадку самолётов гражданской авиации. Поэтому высоту полётов в Горном Щите ограничили до 200 метров, что аэроклуб, понятное дело, не устраивало. А затем директивой ГШ ВВС от 3 августа 1960 года вообще была запрещена эксплуатация этого аэродрома.

Так в 1961 году аэроклуб полностью перебазировался в Логиново.

Тренаж висения в Логиново 1960
Фото: архив В. И. Свалова

А в 1963 году в связи с сокращением Вооружённых Сил на 1 200 000 человек аэроклубы реорганизовали в авиационно-спортивные клубы. Были резко сокращены штаты, отменено задание Министерства обороны по подготовке пилотов резерва для ВВС. Вертолётный отряд переводится в Ижевск, самолётный сокращается до звена. Авиаклуб оказался на аэродроме Логиново без учебной базы, жилья, воды, электроэнергии и дороги.

В клубе на конец этого периода остались самолётное звено в составе 2 инструкторов, планерное звено, парашютное звено, авиамодельная лаборатория. В 1966 году планерное звено сокращают и передают в Нижнетагильский клуб. В этот же период начальником клуба назначают Николая Ивановича Суслова, который принял клуб в очень непростое время. Но благодаря его энтузиазму клуб смог выжить и не растерять спортивные достижения.

Дальнейшая история ещё не раз покажет, что екатеринбургский авиаклуб в самые трудные времена всегда выживал благодаря костяку неравнодушных к авиации людей. За этими победами всегда стояли люди, не жалеющие личного времени и работающие за очень низку зарплату на авиаблаго родного края.

 

Имена того времени

Сергей Александрович Киселёв

Сергей Киселёв в невесомости Фото: архив С. Киселёва
Сергей Киселёв в прыжке Фото: архив С. Киселёва
Сергей Киселёв после прыжка Фото: архив С. Киселёва

Кто же из мальчишек в детстве не мечтал стать лётчиком? Сергей Александро­вич Киселёв мечтал тоже, тем более, что имел для такой очень престижной по тем временам мечты все основания — всё-таки окончил школу в Тобольске с золотой медалью. Как и многих, его «срезала» медкомиссия.

Он не отчаялся. Приехал в Свердловск и поступил в 1951 году в УПИ на только что открывшийся радиотехнический факультет. Одновременно стал заниматься в Свердловском аэроклубе, в парашютной секции УПИ у знаменитого в 50-е годы спорт­смена Валерия Захарова. Первый прыжок, совершённый 24 мая 1952 года, его захватил. Причём на­столько, что в последующие 50 лет он не прожил без прыжков и года.

В 1954 году Киселёв имел на своём счету уже 84 прыжка. А с 1955 года он входил в группу парашютистов- энтузиастов, возглавляемую Иваном Филипповичем Сикорским. К тому времени клуб получает вместо По-2 самолёты Ан-2. Появилась возможность выполнять более сложные прыжки, и Киселёв освоил вы­полнение спиралей, а также переднего и заднего сальто.

В 1955 году Сергей Александрович едет в Москву, где на аэродроме Тушино идёт подготовка к воздушному параду. В 1957 году он на сборах осваивает прыжки с высот­ным и кислородным оборудованием. Прыгает в группе, выполняет прыжки с большими задержками раскрытия парашюта и выполнением фигур в свободном падении. В Тушино в это самое время тренируется сборная, и он имеет возможность видеть работу цвета парашютного спорта страны. На этих сборах Киселёв выпол­нил норматив мастера спорта СССР. Но звания не присвоили из-за нарушения какой-то формальности в допуске группы к первенству Москвы. Зато допустили «перспективную молодёжь» к первенству страны в Киеве.

В 1958 году про Киселёва вспомнил старший тренер сборной Казимир Василь­евич Лушников. Он пригласил уральца для участия в параде, где Сергей Алексан­дрович, несмотря на отсутствие опыта, выполнил с напарником сложную по тем временам фигуру ­— «рюмку». В этом же году в Свердловске прошли зональные соревнования Спартакиады народов СССР по авиационным и военно-техническим видам спорта. Команда много готовилась, выполняя самые сложные прыжки. «Зону» тогда удалось выиг­рать! А Сергей Киселёв стал чемпионом, успев ещё установить рекорд на точность приземления. Свердловчане, попавшие в финал, явились сюрпризом Спартакиады, вы­играв призовое место в командном зачете. В личном Киселёв стал абсолют­ным чемпионом. Так свердловская школа парашютизма получила признание.

В 1959 году на чемпионате СССР в Краснодаре Сергей Александрович стал чемпионом по групповым прыжкам, серебряным призером в акробатике и в мно­гоборье.
Он много работал над усовершенствованием парашютов, участвовал в их государственных испытаниях. А в 1960 году при подготовке к чемпионату мира его постигла травма, едва не лишившая ноги. Любимым делом он, однако, заниматься не бросил и даже в гипсе тренировал команду области. Вновь прыгать начал в 1961 — серебряный и бронзовый призёр в упражнениях.

В 1963 году он пе­реезжает на постоянное место жительства в Москву. За годы работы общественным инструктором в УПИ Сергей Александрович подготовил более 900 парашютистов. Впрочем, год спустя Киселёв снова прыгал за Свер­дловск — на соревнованиях уральской зоны, чемпио­натах РСФСР и ДОСМФ, — и побеждал. В 1966 году он последний раз участвует в соревно­ваниях — стал серебряным призёром чемпионата ДО­СМФ. В следующем году Сергей Киселёв получает травму позвоночника, которая в конце концов выводит его из активного спорта. Но не из спорта вообще — он ещё 22 года проработал в Центре подготовки космонавтов ис­пытателем по невесомости, а после, уже будучи полковником запаса, установивший за годы занятий парашютиз­мом 10 мировых рекордов, — работал ответственным сек­ретарём Федерации авиационного спорта. За свою жизнь он совершил более 6 000 парашютных прыжков. А ещё стал автором-оператором документальных фильмов «Мы спортсмены-парашютисты» (1964) и «Люди над облаками» (1965).

Сергея Киселёва не стало на 91 году жизни — 28 декабря 2023 года.

Лешуков Евгений Ефимович

Евгений Ефимович Лешуков родился в селе Черноусово Белоярского района в военном 1942 году. Его отец погиб на фронте, когда сыну исполнилось только 2 месяца. Поскольку в селе не было десятилетки, доучивался он уже в Камышлове. Физику Евгению преподавала спортсменка-парашютистка Свердловского аэроклуба Глафира Сергеевна Селезнёва. Понятно, что после её рассказов о прыжках мальчишки просто мечтали о небе.

После школы Евгений поступает учиться в техническое училище в Свердловске, по окончании работает электрослесарем промсборки на Уралмаше. Одновременно занимается в парашютной секции Свердловского авиаспортклуба. Всего он выполнил 1900 прыжков, в 1963 году стал мастером спорта. В составе сборной области неоднократно становился чемпионом и призёром соревнований различного ранга. В 1962 году обучается полётам на самолётах Як-18 и по направлению клуба поступает в Центральную объединенную лётно-техническую школу ДОСААФ в Саранске. В конце 1964-го, после окончания учёбы, Евгений Ефимович возвращается в Свердловск с молодой супругой. В этот период времени им было очень трудно. В связи с отсутствием жилья и маленькой зарплатой приходилось себе во многом отказывать. Но любимая работа отодвигала все проблемы на второй план.

Деревенская закваска осталась у Евгения Ефимовича на всю жизнь. Он привык все делать основательно, на совесть. Отлично работал сам и приучил к своему делу детей. Старший сын Дмитрий окончил аэроклуб по программе пилотов на самолётах Як-52. Потом учился в высшем военном училище лётчиков, после чего служил в РЦ ЕВД в Екатеринбурге. Младший сын Владимир ещё в школьные годы увлекся авиамодельным спортом, стал мастером спорта СССР. В 1996 году был победителем Кубка России, неоднократно побеждал на этапах Кубка страны.

А сам Евгений Ефимович работал в должности командира звена парашютной подготовки. С высоким качеством проводил подготовку парашютистов спецконтингента по заданию Министерства Обороны. Готовил команды спортсменов, передавая им свой большой жизненный и спортивный опыт. Некоторое время работал в аэропорту Кольцово пилотом самолётов Ил-18. После выхода на пенсию по выслуге лет вернулся в родной авиаспортклуб на должность техника ГСМ. Ветеран спорта, установивший 2 мировых рекорда, он награждён почётными грамотами ЦК ДОСААФ, высшей ведомственной наградой ЦК ДОСААФ СССР «Почётный Знак ЦК ДОСААФ СССР», медалью «Ветеран труда», медалью имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. Что и говорить, достойный жизненный путь!

Соловьёва Ирина Бояновна

Ирина Соловьёва Фото: Советский космос vk.com/kocmoc_cccp
Ирина Соловьёва в возрасте и в юности. Фото: Советский космос vk.com/kocmoc_cccp

В жизни Ирины Бояновны Соловьёвой, студентки 2 курса строительного факультета УПИ, поворотным стал день, когда она увидела объявление о наборе в парашютную секцию аэроклуба. К моменту окончания ВУЗа и поступления по распределению на работу в Свердловский трест Уралэнергомонтаж, она под руководством инструктора Дмитрия Ивановича Мухачёва успела выполнить больше 300 прыжков и стать мастером спорта СССР. В 1959 году Ирина выигрывает в 2 упражнениях чемпионат СССР. В 1960 году становится абсолютной чемпионкой ДОСААФ, и её приглашают в сборную страны.

1961 год становится годом новых успехов. Первое место и рекорд в точности приземления на соревнованиях парашютистов социалистических стран. Ещё через год Соловьёвой предлагают во время сборов к чемпионату мира попробовать себя в полётах на особой технике. С марта 1962 года она приступила к занятиям в Центре подготовки космонавтов.

Вместе с Сергеем Киселёвым Ирина Соловьёва становится чемпионкой СССР 1963 года по передаче эстафеты в свободном падении. В 1965 году она — чемпион страны в групповых прыжках.

16 июня 1963 года в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, дублёром у которой была Ирина Соловьёва.

Сергей Павлович Королёв настраивал женскую группу, продолжавшую готовиться к новым стартам, на сложную работу. Он хотел, чтобы женский экипаж повторил выход космонавта Алексея Леонова в открытый космос. В состав этого экипажа вошли Валентина Пономарёва и Ирина Соловьёва. Но последующая смерть Королёва эти планы перечеркнула — и в 1969 году женский отряд был расформирован.

К этому времени Ирина Бояновна успела завершить учёбу в Военно-воздушной академии им. Жуковского. Она и Валентина Пономарёва перешли в научно-исследовательский отдел Центра и стали готовить будущих космонавтов к полётам в космос. Там же, в Звёздном, Ирина Борисовна вышла замуж за выдающегося парашютиста свердловчанина Сергея Киселёва. Полковник Соловьёва до выхода в отставку занималась проблемами психологической подготовки космонавтов, развитием их способностей к действиям в экстремальной ситуации. По этой теме она защитила кандидатскую диссертацию. На её счету 2370 прыжков и 8 мировых рекордов.

Новгородцева Маргарита Николаевна

Маргарита Новгородцева Фото: Ускользающее очарование прошлого vk.com/club68811659
Маргарита Новгородцева Фото: архив А. С. Луговских

Детство и юность Маргариты Николаевны Новгородцевой выпали на то время, когда в стране бурно развивалась авиация и всё, что с ней связано. Желающих заниматься в парашютных секциях было хоть отбавляй, а имена знаменитых лётчиков не сходили с уст молодёжи. После окончания 7 классов Маргарита Новгородцева поступает в радиотехникум. Объявление о наборе в парашютную секцию она увидела на стене. Вместе с одногрупниками ринулась проходить врачебно-лётную комиссию.

Врачи над ней тогда здорово посмеялись. Было отчего — девочка в 14 лет рвётся прыгать с парашютом, Допускали только с 17. Обиду она приняла как должное. Училась, играла в баскетбол, много плавала на водной станции ВИЗа, занималась греблей. А в 1958 году вновь пришла в аэроклуб, который возглавлял в те годы Спартак Иосифович Маковский. Жизнь в клубе била ключом — сборы, соревнования. Всю зиму прозанимавшись теорией и наземной подготовкой, 13 марта 1959 года Маргарита выполнила свой первый прыжок. «Рёв мотора, свист ветра, шум… и внезапно наступила тишина, тихое покачивание под куполом и захлестнувшая радость» — так вспоминает Маргарита Николаевна свой первый прыжок.

И началась другая жизнь. Аэроклуб стал вторым домом. Она старалась не пропустить ни одного прыжкового дня, училась у друзей мастерству управления куполом, владению телом в свободном падении. В первый год Новгородцева выполнила 50 прыжков. Несмотря на трудность совмещения занятий спортом с работой в конструкторском отделе оборонного завода, в следующем году она напрыгала 80 прыжков. Освоила спортивный щелевой парашют, стала выполнять затяжные прыжки с комплексом фигур. Вошла в сборную команду области, начала принимать участие в соревнованиях, даже прыгнула 3 раза ночью. И вот первые успехи: в 1961 году — второе место на межобластных соревнованиях в Уфе. В 1962-м — третье место по многоборью в полуфинале первенства РСФСР. Межреспубликанские соревнования в Алма-Ате — снова бронза. После того, как она в 1963-м стала чемпионкой на областных соревнованиях, а на встрече городов России в Москве выполнила норматив мастера спорта, Новгородцеву включают в сборную.

В следующем году она вновь выступает достаточно успешно, а в 1965-м впервые участвует в международных соревнованиях в Лейпциге и становится чемпионкой в групповых прыжках. Потом — чемпионка в составе команды на Кубке Адриатики в Югославии. Ей пришлось стать капитаном международной мужской команды и участвовать в двойной эстафете, за что она была удостоена большой золотой медали «Икар». В 1966 году она стала чемпионкой РОФСР по точности приземления, чемпионкой в комбинированных прыжках, бронзовым призером в многоборье. Затем —чемпионкой ДОСААФ в целом ряде дисциплин. Она дважды выигрывала с командой у французских парашютистов, а в Париже у Эйфелевой башни встретилась с Юрием Гагариным.

Всего Маргарита Николаевна имеет на своем счету 16 мировых рекордов. Особенно памятен прыжок в группе из 10 человек с высоты 600 метров (она ведущая и выполняет задержку в раскрытии парашюта). Всех спортивных побед Маргариты Николаевны не перечесть. Всех её наград тоже. Завершила она свою славную спортивную карьеру в 1969 году, выполнив 2 500 прыжков.

Источник:

Николай Клименко «Свердловская областная ОСТО: 75 лет Служения Отечеству».
Николай Клименко «Дело, ставшее судьбой. Портретные очерки».
Альманах ЕАСК ДОСААФ РФ «85 лет — полёт продолжается!».
Сайт Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Юрия Исламова «Российский Союз ветеранов Афганистана» old.rsva-ural.ru

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Открытые источники в сети Интернет
14019
14019

Источник:

Николай Клименко «Свердловская областная ОСТО: 75 лет Служения Отечеству».
Николай Клименко «Дело, ставшее судьбой. Портретные очерки».
Альманах ЕАСК ДОСААФ РФ «85 лет — полёт продолжается!».
Сайт Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Юрия Исламова «Российский Союз ветеранов Афганистана» old.rsva-ural.ru

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Открытые источники в сети Интернет
25.12.2023

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001