Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Челябинск:
история и развитие
статья | фотоархив

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаспорт
Челябинск:
история и развитие
статья | фотоархив

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

Сегодня Челябинский областной аэроклуб ДОСААФ России предоставляет уральцам возможность совершить прыжок с парашютом или полёт на самолёте, обучает спортсменов и просто исполняет мечты о небе. А началась его история 1 февраля 1934 года с приказа Центрального совета ОСОАВИАХИМ.

Основание и первые годы работы клуба

Итак, в 1934 году начинается история Челябинского аэроклуба. После этого, в течение всего 2 лет, были открыты филиалы аэроклуба в городах Курган, Копейск, Магнитогорск, Златоуст, Троицк.

Аэроклубу и его филиалам ставились следующие задачи:

  • подготовка пилотов на самолётах ПО-2, планеристов на планерах А-1, Г-9
  • подготовка парашютистов на парашютах УТ-1
  • подготовка инструкторов-лётчиков на самолётах ПО-2.

Авиационные кадры готовились из лучших рабочих заводов и фабрик. В числах результаты деятельности в отчёте ко Дню авиации в 1936 году выглядели следующим образом:

1934 г.
подготовлено 30 пилотов
1935 г.
44 пилота,
33 планериста
1936 г.
подготовлено 65 пилотов,
24 инструктора-лётчика,
287 парашютистов,
12 планеристов

Обучение курсантов-пилотов производилось без отрыва от производства. Ежегодно аэроклуб выпускал порядка 200 курсантов-пилотов. Как поступали в аэроклуб и становились учлётами? Предприятия города получали разнарядку от горкома партии и направляли в аэроклуб кандидатов. А у аэроклуба набор курсантов являлся одним из «производственных заданий». Особое внимание при отборе уделялось социальному происхождению — например, в списках курсантов 1937 года упоминаются только крестьяне и рабочие. При наборе мандатная комиссия устраивала проверки. А стремились в аэроклуб и девушки, и юноши.

Работа аэроклуба в этот период финансировалась за счёт предприятий города. Огромную и необходимую помощь в развитии и становлении аэроклуба оказали предприятия г. Челябинска — это ЧТЗ, ЧМК, завод им. Колющенко и другие. Большой вклад внесли труженики сельского хозяйства.

Лётная работа осуществлялась на аэродроме «Заречье», где в настоящее время находится жилой массив Северо-Западного района. В 1936 году был открыт аэродром «Шершни».

Значимые события
  • Первый перелёт легкомоторной авиации в СССР Москва–Урал–Украина–Москва
    Был осуществлён 2-9 сентября 1935 года. В перелёте участвовало 10 лучших аэроклубов СССР. Цель перелёта состояла в определении лучшей конструкции советских спортивных самолётов. Среди участников перелёта был самолёт челябинского аэроклуба с челябинскими лётчиками Непорожневым и Пешковым. Всего же участвовало в перелёте 22 легкомоторных самолёта. 4 сентября вся группа самолётов приземлилась в Челябинске на аэродроме, где сейчас находится обувная фабрика. Через час вся группа полетела в Магнитогорск, а потом в Оренбург. По итогам перелёта лучшим спортивным самолётом был назван самолёт «АИР-10» конструктора Яковлева.
  • Первая радиопередача с борта самолёта
    Была принята челябинскими радиолюбителями 24 июля 1935 года. Это был агитационный самолёт «Крокодил». Название «Крокодил» данного самолёта было таким, потому что его разрисовали под крокодила известные карикатуристы Б. Ефимов и Л. Бродаты. А через агитационные полёты осуществлялся сбор средств на самолёты.
  • Агитационные фильмы «Алексей Стаханов» и «Сталинские соколы»
    Впервые ппривёз в Челябинск 7 октября 1936 года тот же самолёт «Крокодил» во время своего второго прилёта в город. А во время своего третьего агитационного прилёта 30 сентября 1938 года «Крокодил» привёз итальянского антифашиста Джованни Джерманетто, который выступал с пламенной речью перед трудящимися.
  • Единственная парашютная вышка в Челябинске была построена в Ленинском районе.
    Но с неё не было произведено ни одного прыжка. Дело в том, что с неё был виден завод Станкомаш. Аппелируя к тому, что с вышки можно заснять военное производство, член приёмной комиссии от НКВД не подписал акт приёмки. Со временем вышку просто снесли.

Однако, случались и проблемы. 27 декабря 1937 года начальник аэроклуба Новиков обращается в Комиссию советского контроля Челябинской области с просьбой обследовать тяжелое положение аэроклуба. Не выполнялись решения облисполкома об отводе площадки под строительство аэродрома и ангара и о выделении помещения для учебных занятий.

В стране в это время напряжённая внутриполитическая обстановка, период репрессий. 23 августа 1937 года президиум Челябинского областного совета ОСОАВИАХИМ констатировал результаты обследования Челябинского аэроклуба: «Практическая и организационная работа в аэроклубах находится в состоянии развала. Дисциплина в аэроклубе стоит на низком уровне. Материальная часть находится в неудовлетворительном состоянии. Ремонт самолётов организован кустарно, не организованно… Учебная работа проходит с перебоями…». Случились кадровые перестановки, были вымараны фамилии первого секретаря Челябинского обкома ВКП(б) Рындина (а именно её носил сам аэроклуб) и бывшего начальника областного аэроклуба Кузнецова.

Члены аэроклуба активно участвовали в городских праздниках. В качестве премий отличившимся инструкторам-лётчикам, командирам звеньев и техникам вручались снаряжение, форменные костюмы, часы. Курсантам объявлялись благодарности. В целом общие итоги обучения курсантов аэроклуба к началу Великой Отечественной считались хорошими.

Ну, а дальше 5 лет историю писала война.

Аэроклуб
в годы войны

Во времена Великой Отечественной аэродром не только использовался для учебных полётов, но и принимал военные самолёты. Здесь они дожидались отправки на фронт после ремонта в Шершневских авиамастерских — и здесь же формировались воздушные соединения.

На базе Челябинского аэроклуба формируется ночной легкобомбардировочный авиаполк. В феврале 1942 года лётчики и техники со своей материальной частью на самолётах У-2 вылетели на формирование в Троицк, где вошли в состав 700-го авиационного полка. При этом, в составе 700-го полка кроме челябинцев были и уроженцы Свердловской области. Этот полк входил в состав 1-й воздушной армии Западного фронта. Летом 1942 года полку было присвоено звание гвардейского. Полк стал именоваться 24-й гвардейский авиационный полк ночных бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны воспитанники аэроклуба храбро сражались с врагом, проявляя высокое мужество и героизм. 15 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Один из выпускников — Кирилл Алексеевич Евстигнеев — удостоен этого звания дважды.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев (4.02.1917–29.08.1996)

Кирилл Евстигнеев, дважды Герой Советского Союза
Молодой Кирилл Евстигнеев
В годы службы
В годы службы
В годы службы

Кирилл Алексеевич родился 4 февраля 1917 года в посёлке Хохлы (сегодня это Шумихинский район Курганской области). В 1935 году, окончив 7 классов школы, уехал в Челябинск и поступил в школу ФЗУ тракторного завода.

В 1936–1938 годах работал на Челябинском тракторном заводе токарем по металлу и наладчиком токарных автоматов. Там его пригласили в Челябинский аэроклуб, который он окончил в 1938 году. Затем Кирилл Алексеевич служил в рядах Красной Армии и окончил полковую школу. До апреля 1940 года служил командиром отделения и помощником командира взвода на 51-й авиационной базе на Дальнем Востоке.

В январе 1941 года окончил Бирмскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Затем начались переводы и новые направления — сперва вместе со школой уезжает в Ленинск-Кузнецкий, затем летал в Хакасии и в конце 1942 года был направлен в Москву для перегонки американских самолётов «Аэрокобра», поставляемых по ленд-лизу из Америки.

В Москве Кириллу Алексеевичу удалось, наконец, добиться отправки на фронт.  Там он летал на Ла-5 и менее, чем за 8 месяцев боевой работы, вырос в должности от рядового лётчика до командира эскадрильи.18 июля 1943 года за выполнение 70 боевых вылетов и участие в 18 воздушных боях младший лейтенант Евстигнеев был представлен к званию Героя Советского Союза. Но в Штабе ВВС решили иначе, и Кирилл Алексеевич в итоге был награждён орденом Суворова 3-й степени.

В августе 1943 года Кирилла Алексеевича по ошибке сбивают очередью своего Як-7 над своей же территорией. Самолёт загорелся, а раненый в ноги пилот с трудом выбрался из машины и раскрыл парашют. За сохранение левой стопы пришлось бороться, а на 9-й день после своего прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по пустынным лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.

Его служба продолжается — к 19 ноября 1943 года уже старший лейтенант Евстигнеев совершил 144 боевых вылета, а 53 воздушных боях сбил лично 24 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В июне 1944 года случилось затишье на передовой — и Кирилл Алексеевич направляется в госпиталь лечить открывшуюся язву. 30 августа 1944 года он снова сбежал из госпиталя на фронт, где стал командиром эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка и получил звание капитана. Фашистские самолёты продолжали сбиваться. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года ему присвоено звание дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».

Войну Кирилл Алексеевич закончил в звании Гвардии майора и должности заместителя командира 178-го Гвардейского ИАП по лётной части. Воевал на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

На счету Кирилла Алексеевича Евстигнеева:

283
боевых вылета
113
воздушных боёв
52
сбитых лично самолёта противника
3
сбитых в группе самолёта противника

Послевоенная жизнь была посвящена службе Родине. С октября 1972 года генерал-майор авиации Кирилл Алексеевич Евстигнеев — в запасе. В 1980–1981 работал руководителем группы в Государственном институте по проектированию заводов тяжёлого машиностроения «Гипротяжмаш». Жил в Москве. Умер 29 августа 1996 года. Бронзовый бюст героя установлен в городе Шумихе, где его именем названа улица. В Шумихе на здании школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска. А имя Кирилла Алексеевича Евстигнеева носит Курганский авиационно-спортивный клуб, на здании которого установлена мемориальная доска в его честь.

Работа авиаклуба после войны

В послевоенные годы всё чаще заходит речь о застройке аэродромной территории — уж очень удобной оказалась она с точки зрения розы ветров, а значит, и с точки зрения экологии. Но до реализации этой идеи ещё далеко.

В послевоенные годы в Магнитогорске и Троицке готовили пилотов на самолётах УТ-2, планеристов на планерах А-2, Ш-2, парашютистов на ПТ и ПД-1, а также авиационных механиков по обслуживанию самолетов. В 1964 году сформировался Челябинский учебный авиационный центр ДОСААФ, задачей которого была подготовка пилотов на самолётах ЯК-18У и на вертолётах Ми-1, а также спортсменов-парашютистов. В этом же году возле села Калачёво в Еткульском районе построили аэродром.

Челябинский аэроклуб. Як-18
Челябинский аэроклуб. Планер

С 1968 года учебный центр стал осуществлять первый этап подготовки лётчиков запаса для истребительной авиации ВВС на реактивных самолётах Л-29 «Дельфин». Во время летней практики курсанты жили в казарме на аэродроме, а пока обучались — принимали военную присягу.

После распада СССР, в 1992 году, учебный центр был расформирован.

Секция ЧПИ

Парашютная секция ЧПИ (сегодня ЮУрГУ) существовала на базе ДОСААФ института как общественная организация, объединяющая студентов и преподавателей, увлечённых авиацией.

Задачами секции было обучение прыжкам с парашютом и развитие парашютного спорта. Обучение проводилось студентами — общественными инструкторами-парашютистами, — а сами прыжки выполнялись на базе областного аэроклуба.

Наибольшая активность работы секции отмечалась в 1960–1988 годах. Ежегодно около 100 студентов проходили теоретическую и наземную подготовку в секции и выполняли прыжки в аэроклубе. После первого прыжка многие из них продолжили занятия парашютным спортом, требующим хорошей специальной и физической подготовки. Руководство института создавало условия для развития парашютной секции. Например, выделялись необходимые учебные часы для физподготовки во дворце спорта, помещение для занятий, учебное время в стрелковом тире для тренировки команды по парашютному многоборью, особо заслуженным продлялась сессия.

Занятия парашютным спортом требуют хорошей физической и специальной подготовки. Актив секции добился выделения учебных часов в спортивных залах Дворца спорта ЧПИ: занимались баскетболом, волейболом, футболом, отрабатывали упражнения на выполнение акробатических фигур в свободном падении, развитие вестибулярного аппарата, приземления. Во дворе ЧПИ был  установлен лоппинг – тренажёр с вращением в двух плоскостях. Мечтали о постройке аэродинамической трубы (и даже конструировали её)  — но сил, средств и времени на это уже не хватило.

Парашютная секция ЧПИ активно готовила начинающих парашютистов (до 100 человек в год). Спортивная команда ЧПИ участвовала в областных, зональных, всесоюзных соревнованиях, в спартакиадах и универсиадах. Существовало мощное спортивно-техническое движение, участие в котором определило дальнейшую жизнь многих студентов ЧПИ — они выбрали путь в авиацию.

Аэродром
в наши дни

Сегодня аэродром Калачёво является спортивным терминалом национальной авиации, который размещён в Челябинской области в Копейском городском округе. Он входит в структуру Челябинского аэроузла. Предназначен для исполнения полётов, особых авиационных и авиационно-спасательных работ, спортивных мероприятий по лётным видам спорта, парашютных прыжков. На аэродроме летают Як-52 и Ан-2.

Прыжки в тандеме
Як-52 в Калачёво
Самостоятельные прыжки
Взлёт Як-52
Под крылом тандема
Показательные выступления

Аэродром оборудован лётным полем в форме прямоугольника, удлинённого с северо-запада на юго-восток. Его габариты составляют 2 000х700 м. Аэродром имеет ровную поверхность, покрытую травянистым покровом, который представляет собой непрочный дёрн. Используется круглогодично, если не мешают таяние снега/дожди в весенне-осенний период.

Аэроузел Калачёво (Челябинск) имеет 3 взлётно-посадочные полосы:

  • основную асфальтобетонную полосу длиной 600 м,
  • дополнительную грунтовую полосу длиной 1 800 м,
  • запасную грунтовую полосу длиной 1 800 м.
Аэродром сегодня. Вид с высоты
Аэродром сегодня. Стоянка
Аэродром сегодня. Ан-2

Аэродром используется по большей части Челябинским авиационно-спортивным клубом ДОСААФ РФ и авиапредприятием «ЧелАвиа» (сверхмалая частная авиация).

Контакты Челябинского
авиационно-спортивного клуба

Аэродром сегодня

Местонахождение офиса Челябинского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ РФ:
г. Челябинск, ул. 8 марта, д. 108, оф. 411

Местонахождение аэродрома:
Челябинская область, Копейский городской округ, Еткульский тракт, аэродром Калачёво.

Координаты аэродрома:
54.953535, 61.501753

Контактная информация:
сайт dzkalachevo.ru
сообщество В контакте vk.com/skydive74

Контакты для записи:
Прыжки с парашютом | полёты на самолётах | общая информация | подарочные сертификаты
+7 (351) 214-30-30

Источник:

Открытые источники в сети Интернет,
Архивные рукописи

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество аэродрома в контакте vk.com/skydive74
1980
1980

Источник:

Открытые источники в сети Интернет,
Архивные рукописи

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Открытые источники в сети Интернет,
Сообщество аэродрома в контакте vk.com/skydive74
25.12.2023

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001