Исторический экскурс
Днём рождения Екатеринбургского аэроклуба принято считать 23 декабря 1933 года. Однако, если пристально взглянуть в глаза истории, то можно обнаружить, что совсем уж первый аэроклуб был создан на закате Российской Империи, в 1917 году.
Впервые полёт аэроплана екатеринбуржцы увидели в 1911 году. Газеты с размахом анонсировали это событие — 27 июня на городском ипподроме известный во всей Российской Империи и за рубежом авиатор Александр Алексеевич Васильев должен был совершить свой полёт. Желающих увидеть это зрелище было много, уже с утра ипподром и его окрестности были забиты людьми до отказа. Пилот завёл двигатель своего самолёта «Блерио-XI бис», после короткого разбега взлетел, сделал несколько кругов над ипподромом и улетел в сторону Верх-Исетского завода. После чего вернулся и приземлился обратно на ипподром — и полиция уже не смогла сдержать толпу, желавшую лично пообщаться с пилотом.
Так Екатеринбург впервые познакомился с авиацией и уже более не остался к ней равнодушен.
В марте 1917 года военный лётчик Алексей Данилович Муратов запрашивал у Екатеринбургской городской думы помощи: нужно было найти подходящее место для аэродрома. Муратов и место указал — участок земли между скотобойней и Уктусским трактом.
Вот что писал Алексей Муратов в одном из ноябрьских номеров газеты «Уральская жизнь»:
19 ноября (2 декабря) 1917 года в библиотеке имени В. Г. Белинского состоялось учредительное собрание отделения Всероссийского аэроклуба. Так начал свою деятельность Екатеринбургский аэроклуб. Его возглавил Герман Фёдорович Абельс, известный уральский метеоролог и физик, который с 1885 года был директором Екатеринбургской обсерватории.
На собрании были избраны члены совета: Олесов, Муратов, Абельс, Введенский, Ольшванг и Цецигов. Затем было организовано две секции: научная и спортивная, в которые записалось 25 и 20 человек соответственно.
Тогда же было принято решение приобрести через Всероссийский аэроклуб 3 аэроплана на нужды екатеринбургской авиации:
- 1 истребитель «Ньюпор-17» для фигурных полётов
- и 2 аппарата «Фарман-4» для учебных целей.
И на этой ноте в развитие авиации в Екатеринбурге вмешались революция и гражданская война. В начале 1918 года Императорский всероссийский аэроклуб решением Правительства РСФСР был упразднён. Ну, а начатая этим обществом авиаистория на Урале продолжилась уже советскими ОСОАВИАХИМовцами.
Что кроется за этой аббревиатурой?
На дворе 30-е годы XX столетия. По всему Советскому Союзу широко распространены добровольные кружки и клубы военных знаний. Молодой советской стране в те непростые времена нужны были трудящиеся, готовые в любой момент встать на защиту Родины. Забегая вперёд, этот стратегический курс на укрепление обороноспособности страны сильно помог во времена Великой Отечественной войны.
Люди старшего поколения не понаслышке знают аббревиатуру ОСОАВИАХИМ. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — так эта аббревиатура расшифровывается. При районных советах этого Общества, а также на заводах и фабриках действовали военно-учебные пункты, где будущие авиаторы, бойцы, связисты, снайперы получали серьёзную подготовку. В кружках военно-технической направленности изучали артиллерийское и пулемётное вооружение, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.
А ещё с первых дней существования ОСОАВИАХИМ проводилась широкая авиационная пропаганда. Стране нужны были воздушный флот и кадры, и потому лозунг «Комсомолец, на самолёт!» стал реальным девизом молодёжи тех лет.
Кроме того, Обществом проводилась большая агитационная и военно-патриотическая работа — гражданам страны и молодёжи разъяснялась политика Советского Союза, обстановка на мировой арене, формировалось какое-то общее понимание, кто мы, откуда и к чему идём.
А ещё в те времена в нашей стране продвигался культ здорового образа жизни — в почёте были физкультура и спорт, мощь, красота здорового тела.
Идея ОСОАВИАХИМ была, бесспорно, выдающейся. Простые люди, обычные трудящиеся стремились стать спортивнее, сильнее, выражали готовность защищать Отечество и искренне хотели научиться это делать. Советская молодёжь активно записывалась в кружки и секции, с гордостью носила значки парашютиста и ГТО и стремилась овладеть военно-техническими специальностями.
Ну, а в годы Великой Отечественной войны кадры, подготовленные в ОСОАВИАХИМ, внесли свой огромный вклад в победу Советского Союза.
Уже после войны ОСОАВИАХИМ претерпит структурные и организационные изменения, в результате чего в 1951 году на свет появится ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту.
Но вернёмся в 1930-й. И заглянем на Урал.
Свердловский аэроклуб
С 25 по 30 января 1930 года проходил II Уральский областной съезд ОСОАВИАХИМ. На этом съезде было решено создать Свердловскую гражданскую авиационную школу по подготовке лётчиков и мотористов. Учитывая, что ранее, в феврале того же года, на II Всесоюзном съезде ОСОАВИАХИМ активно обсуждалась необходимость развития авиации, инициатива уральцев нашла поддержку.
На создание Свердловской авиашколы выделили 520 тысяч рублей и самолёты У-1. Саму школу возглавил Георгий Мартемьянович Тюменев.
А учёба началась уже 1 августа 1931 года. Через год в торжественной обстановке прошёл первый выпуск пилотов. Это было значительным событием — с того момента Урал стал кузницей кадров для военно-воздушных сил страны.
30 апреля 1933 года Президиум Уральского областного совета ОСОАВИАХИМ принял решение об открытии в Уральской области четырёх аэроклубов:
- Свердловского,
- Пермского,
- Нижнетагильского,
- Надеждинского (позже Серовского).
Ну а уже 23 декабря 1933 года, после окончания строительства комплекса Дома Обороны, аэроклуб начал свою активную деятельность. Сегодня в этом здании по улице Малышева 31Д (небезызвестное здание с самолётом на крыше) находятся автомобильная, радиотехническая, морская школы и авиационно-спортивный клуб.
Полёты проходили на аэродроме вблизи Арамиля. Все разрозненные планерные и авиамодельные кружки объединились и присоединились к аэроклубу. Проводилась интенсивная подготовка пилотов, мотористов, планеристов, парашютистов и авиамоделистов.
Курсантами аэроклуба были лучшие рабочие и служащие предприятий города и окрестностей. После окончания обучения выпускники в массе своей отправлялись для дальнейшего обучения в военные и гражданские лётные училища.
1937-й стал годом репрессий не только в стране, но и в аэроклубе. Так, например, был арестован начальник аэроклуба Афанасий Эммануилович Афанасьев, но по ходатайству был отпущен, а далее служил Отечеству в годы войны, после окончания которой стал министром гражданской авиации Болгарии.
В 1939 году лётчики аэроклуба учатся на самолётах У-2 (позже будет модернизирован и переименован в ПО-2) и Р-5.
В городе действуют 2 парашютные вышки. Всё большее количество людей желает освоить прыжки: прыгает с парашютом первая женщина в Екатеринбурге Клавдия Кузнецова, проводится первый ночной прыжок инструктором Берендеевым… Свердловский аэроклуб оснащён авиационной техникой и укомплектован авиаспециалистами, авиажизнь в нём кипит!
За довоенный период силами аэроклуба были подготовлены
В августе 1938 года аэроклубу было присвоено имя нашего земляка, уроженца города Надеждинска (Серов в настоящее время) Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова.
Имя, широко известное в авиаистории. Имя, которым назван целый город. Имя, которое носит человек, совершивший подвиг.
Юность
Анатолий Константинович Серов родился на Среднем Урале 20 марта 1910 года. Семья его изрядно помоталась по разным рудникам, а в 1925 году осела в Надеждинске. Именно этот город сегодня мы знаем как Серов.
Небо попало в самое сердце Анатолия с детства. Собирал самодельные крылья в неудачных попытках взлететь пополам с мечтой о полёте. Но однажды уже комсомолец Серов получил путёвку в 1-ю Вольскую теоретическую школу лётчиков. Летать ему там так и не довелось, но теории полётов, наземки, рулёжки и матчасти было вдоволь. Анатолий тогда уже читал всё, что находил о высшем пилотаже, российских пилотах. Там же, в Вольске, он узнал о лётчиках Чкалове и Нестерове и навсегда обзавёлся идеалами и примерами в профессии.
После успешных экзаменов в Вольске Анатолия Серова направили в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге. Из школы Серов выпущен лётчиком-истребителем 17 декабря 1931 года с отличной оценкой по технике пилотирования.
Служба
После военной школы началась служба на Дальнем Востоке. Там Анатолий начал формировать своё «звено воздушных акробатов» — как пригодилась потом ему вся эта наука! Во время службы Анатолий проявлял себя решительно: вот он спасает аппарат и садит машину в тлеющем комбинезоне, вот он приземляется с отстёгнутой лыжей, вот он тренирует своё звено в ночных полётах.
Вот, что писал Анатолий Серов в те годы:
В 1935 году Анатолий Серов поступил в академию имени Н. Е. Жуковского. Но без неба Анатолию жизни не было, и он стал добиваться разрешения перевести его в лётную строевую часть или назначить лётчиком-испытателем Военно-воздушных сил. Что и случилось, и Серов вскоре был назначен командиром отряда лётчиков-испытателей.
Первая пилотажная группа в стране была его рук делом. Сначала их было 3 отважных пилота, «воздушных акробата», затем 5, 7… Его команде доверяли пролёты над Красной Площадью и участие в парадах.
Его колоссальный опыт летать в любую погоду, совершать любые манёвры пригодился в Мадриде — Серов разработал основы ночного боя, учил заходить со стороны яркой луны, прикрываясь облачностью. Так лётчики, оставаясь незаметными, дожидались, когда подойдут самолёты фашистов, и сбивали их.
В январе 1938 года Анатолий Серов заслуженно удостоился двух Орденов Красного Знамени, в феврале ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 7 марта вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя. После возвращения из Испании Серов стал командиром авиационного отряда, а в мае 1938 года был назначен на должность начальника Главной лётной инспекции ВВС. За карьерой и успехами Анатолия Серова следил и сам Иосиф Виссарионович Сталин.
11 мая 1939 года во время тренировочного полёта самолёт УТИ-4, который пилотировали Полина Осипенко и Анатолий Серов, потерпел крушение. Анатолий Серов погиб, ему было всего 29 лет. Колоссальная жизнь, уложенная в невероятно короткий её отрезок.
Михаил Нестерович Якушин, лётчик пилотажного звена Серова:
В скором времени после смерти именем Анатолия Серова были названы:
- город Надеждинск, где установлен его бюст,
- металлургический комбинат,
- Батайская авиационная школа,
- техническое училище №54 в городе Серов,
- улицы в Архангельске, Карпинске, Минске, Свердловске, проезд в Москве.
На месте гибели, в деревне Высокое Рыбновского района Рязанской области установлен памятник Анатолию Серову.