Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаклуб в годы Великой
Отечественной
Статья | фотоархив
воспоминания | видео-интервью

Небо над Родиной

Авиаспорт Екатеринбурга и Урала.
Спецпроект: истории, люди, достижения

Авиаклуб в годы Великой
Отечественной
Статья | фотоархив
воспоминания | видео-интервью

Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной     Небо над Родиной

Отлаженную работу аэроклуба прерывает Великая Отечественная война. В Свердловск перебазируют всю авиационную технику и личный состав области, а также клубы с временно оккупированных территорий.

Война стала суровым испытанием для советских людей. И в том, что армия, авиация и флот в ходе мобилизации получили в свои ряды подготовленных бойцов, была большая заслуга ОСОАВИАХИМ. Так, например, по воспоминаниям ветерана ВОв Евгения Павловича Смолоногова, практически все выпускники-парашютисты аэроклуба предвоенных лет впоследствии прошли службу в Воздушно-десантных войсках.

Воспоминания Евгения Павловича Смолоногова об аэроклубе в военное время. Источник: Уральский государственный военно-исторический музей

 

Работа в годы войны

Что стало с аэроклубом?

Аэроклуб преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа, а позже — в 36-й запасной авиационный полк. Каждый месяц из личного состава формируются и отправляются на фронт полки ночных бомбардировщиков.

2725
авиационных кадров обучено за годы войны в Свердловске
17
выпускников аэроклуба в годы войны стали Героями Советского Союза

Фронтовые уральские подруги

Уже в первые дни войны лётчики и инструкторы аэроклуба подавали рапорта с просьбой отправить их на фронт. Так, например, поступили лётчицы-инструкторы Галина Бурдина, Тамара Памятных, Ирина Олькова (Смахтина) — ушли добровольцами и были зачислены в авиационный истребительский полк Марины Расковой, воевали в составе 586-го женского истребительного полка. И вошли в историю, как три боевые фронтовые уральские подруги.

Всю войну эти отважные девушки провели за штурвалом истребителей Як-3 и были награждены боевыми орденами и медалями. После окончания войны Ирина Смахтина вернулась в Свердловск и работала инструктором в аэроклубе, Тамара Бурдина работала диспетчером в аэропорту Риги, а Галина Памятных перебралась в Ростов-на-Дону.

Галина Бурдина и Тамара Памятных (на фото слева) после боевого вылета
Ирина Смахтина (Олькова) во время работы в Свердловском аэроклубе
Тамара Памятных (слева) и Галина Бурдина
Тамара Памятных
152
успешных боевых вылета у Галины Бурдиной
3
сбитых Галиной самолёта противника
205
успешных боевых вылета у Тамары Памятных
2
сбитых Тамарой немецких бомбардировщика
150
успешных боевых вылета у Ирины Ольковой (Смахтиной)
1
сбитый Ириной самолёт в составе пары

Боевой вылет Тамары Памятных, совершённый 19 марта 1943 года.

Тамара Памятных. Источник: проект «Я ПОМНЮ» (iremember.ru)

«Однажды мы с моей ведомой Раисой Сурначевской получили задание перехватить и сбить немецкий разведывательный самолёт. Взлетев, мы довольно скоро обнаружили не один самолёт, а целых два соединения немецких бомбардировщиков общим количеством 42 машины! Вот-те на!

Стремительно набрав высоту, мы спикировали на них, избрав своей целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге каждая из нас сбила по 1 машине. Повторив этот манёвр, мы сбили ещё 2 бомбардировщика.

К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила пойти на таран. Я настолько приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика — это был огромный детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже собиралась таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и машина, загоревшись, вошла в «штопор».

Возникшая перегрузка оказалась настолько сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону, и я не могла даже ухватиться за привязные ремни, но всё же каким-то образом ухитрилась открыть «фонарь» кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь. Я собралась прыгать, но по-прежнему не могла расстегнуть ремни. Страха как такового не было — просто осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, после чего мне даже не пришлось выпрыгивать из самолёта — мощным толчком меня буквально вышвырнуло из кабины!

Находясь на высоте около 150 метров, я выдернула кольцо, и надо мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, поскольку была уверена в том, что серьёзно ранена. Лицо моё действительно было всё в крови, которая стекала на комбинезон, да и чувствовала я себя отвратительно.

Подняв взгляд в небо, я увидела, что Раиса продолжает делать круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась мысль: «Если она пойдёт на них в одиночку, то неизбежно погибнет». И всё же я отправилась на телеграфную станцию, чтобы сообщить в свой полк, что мой самолёт разбился, а потом вдруг увидела, как через поле в мою сторону идет Раиса — была зима, кругом лежал снег, и мы обе были обуты в унты. Мы подошли друг к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое чувство, будто мы заново родились на свет.

Тамара Памятных (слева). Источник: проект «Я ПОМНЮ» (iremember.ru)

И всё же несмотря на то, что мы остались целы и невредимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за разбитый самолёт. Это был не столько страх, сколько ощущение того, что мне за это что-то «будет». А нас вместо этого вдруг взяли и представили к боевым наградам — ордену Красной Звезды! Даже по радио сообщили, что мы заставили повернуть назад целое формирование немецких бомбардировщиков и сбили 4 из них!

Чуть позже английский король, прочитав об этом сообщении, прислал нам в подарок через советский МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: «Храброй и элегантной лётчице Лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI»!

Из материалов проекта «Красные Соколы. Советские лётчики 1936–1953»

Измаильский полк

В декабре 1941 года формируется и выдвигается в Москву 734-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Его командиром стал Герой Советского Союза майор Александр Яковлевич Летучий — фамилия как нельзя кстати подходила к деятельности. Начальником штаба полка стал Виктор Сергеевич Кизиков, лётчик-инструктор, который после победы вернулся в Свердловск и работал в Управлении гражданской авиации.

Александр Яковлевич Летучий. Источник: jewmil.com
Анатолий Васильевич Стяжков. Источник: pamyat-naroda.ru
Кизиков Виктор Сергеевич. Источник: pamyat-naroda.ru

Затем, чуть позже, вместо Летучего полк возглавляет бывший командир звена Свердловского аэроклуба Анатолий Васильевич Стяжков. Под руководством Стяжкова и Кизикова полк прошёл с боями от Москвы через Воронеж, Сталинград, Донбасс, Курск, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и закончил войну в Австрии в 1945 году. За боевые операции полку присвоено звание Гвардейского — он стал 97-м гвардейским авиационным полком, а за Ясско-Кишиневскую операцию Приказом НКО №0305 от 9 сентября 1944 года переименован в Измаильский и награждён Орденом Суворова.

Участие полка в операциях и битвах:

 

Золотые звёзды

В период Великой Отечественной войны 17 воспитанников клуба были удостоены звания Героя Советского Союза.  А двое из них были удостоены этой награды дважды — Григорий Речкалов и Михаил Одинцов.

Одинцов Михаил Петрович
(1921–2011)

Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово (Пермский край). Вырос в Свердловске, куда переехал с родителями в 1928 году. Первые полёты совершил в Свердловском аэроклубе. В 1939 году закончил Пермскую военную школу пилотов, в 1940 году — Энгельское военное училище лётчиков.

В годы Великой Отечественной войны сражался в штурмовой авиации, летал на СУ-2 и Ил-2. 4 февраля 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 27 июня1945 года удостоили этого звания второй раз.

Первый боевой вылет младший лейтенант совершил на ближнем бомбарди­ровщике СУ-2 на четвёртый день войны. Разметал бомбами колону врага. Потом такие полёты стали буднями. Чтобы уничтожать топтавших нашу землю  фаши­стов, вооруженных мощной техникой, приходилось изо дня в день совершен­ствовать мастерство, в каждый полёт вкладывать всю свою ненависть  к врагу. Много раз фашисты испытывали силу удара от краснозвёздного  штурмовика Ил-2, ведомого Одинцовым.

Всего Михаил Одинцов за годы войны выполнил 215 успешных боевых вылетов на штурмовку колонн и объектов врага, члены его экипажей вместе со своим командиром сбили более 10 вражеских самолётов. Из 49 с половиной календарных лет службы Одинцов 44года провёл в полётах, освоил более 50 типов летательных аппаратов (различные самолёты и вертолёты).

Ушёл из жизни 12 декабря 2011 года. похоронен на Троекуровском кладбище города Москва.

Речкалов Григорий Андреевич
(1920–1990)

Родился 9февраля 1920 года в деревня Худяково (сегодня —посёлок Зайково, Ирбитский район). Без отрыва от производства закончил Свердловский аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, окончил Перскую военную авиационную школу пилотов.

В Великой Отечественной войне участвовал с первого и до последнего дня. Прошёл путь от рядового летчика до командира истребитель­ного полка. Воевал на истребителях И-153, И-16, Як-1, Р-39 «Аэрокобра».

24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года удостоился этого звания второй раз. Всего выполнил ~450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолётов лично и 6 в составе группы. Последние бои наш земляк провел в Берлинском небе, где сбил 2 враже­ские машины и довёл число уничтоженных самолётов до 59, не считая сбитых в групповых боях.

С 1959 года генерал-майор авиации вышел в запас и жил в Москве. Написал и опубликовал книги:

  • 1941. Пылающее небо войны
  • Дымное небо войны
  • В небе Молдавии

Ананьин Степан Константинович
(1904–1960)

Родился 5 июля 1904года в деревне Гилёво Белоярского района Свердловской области.

Учился в сельской школе. Работал на Черноусовской текстильной фабрике, на заводе «Уральский пролетарий» в Свердловске, пред­седателем кустарно-промысловой артели и председателем колхоза. В 1931 году вступил  в члены  КПСС. Заведовал  кабинетом  политпросвещения  в бывшем Баженовском райкоме партии. Учился в Свердловском аэроклубе и школе лёт­чиков. В Советской Армии служил с 1937 по 1953 годы. Прошёл путь от рядового лётчика до гвардии полковника, командира авиационного полка. Участвовал в боях на Западном, Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах. Был ранен.

Авиаполк Ананьина нанёс огромный урон фашистам. Даже в то время, ког­да враг господствовал в воздухе, «ананьинцы» не раз выходили победителями из неравных схваток. 25 августа 1941 года Ананьин участвовал в авиаударе, в котором был уничтожен 61 самолет противника. С 18 августа по 5 сентября его полк совершил 50 групповых боевых вылетов без потерь, уничтожив огромное количество вражеской техники, живой силы врага.

В одном из боев Ананьин был тяжело ранен в обе руки и голову, героически отражал все атаки истребителей и на сильно повреждённом, почти не управляе­мом самолете, зажав руль управления ногами, перетянул его через линию фрон­та и сел на своей территории.

Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 года. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны I степени и шестью медалями. Выйдя в отставку по болезни, Степан Константинович в 1954 году вернулся в Свердловск. Умер 12 января 1960 года. Похоронен в селе Черноусово. На его могиле установлен памятник.

Барковский Виктор Антонович
(1919–1942)

Родился 28 ноября 1919 года в городе Владивостоке. С 1932 года жил с роди­телями в Свердловске, где окончил 7 классов неполной средней школы. Работал инструктором в Свердловском аэроклубе. Член ВЛКСМ.

Окончил лётную школу. Участник Великой Отечественной войны с осени 1941 года. Младший лейтенант, лётчик 1-й эскадрильи 591-го истребительного авиа­ционного полка противовоздушной обороны.

Погиб 20 мая 1942 года в воздушном бою над городом Елец, протаранив вра­жеский самолёт. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года. В Екатеринбурге по ул. Белинского, 143, на здании школы, где учился герой, установлена мемориальная доска.

Боронин Михаил Петрович
(1914–1944)

Родился 1О ноября 1914 года в Мордовской АССР.

Член КПСС с января 1944 года. В 1938 году окончил Уральский политехнический институт имени С. М. Кирова. Работал начальником смены и помощником начальника мартенов­ского цеха Алапаевского металлургического завода. Учился в Свердловском аэроклубе. 15 июня 1941 года был призван на военно-учебный сбор, а когда началась война — мобилизован в авиацию Военно-Морского Флота.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал в составе 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного полка Северного флота. Гвардии лейтенант, штурман авиазвена. Совершил 22 успешных боевых вылета, участвовал в 5 торпедных атаках, по­топил вражеские суда общим водоизмещением 18 тысяч тонн.

Награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной во­йны 2 степени. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 года. Погиб 11 мая 1944 года в районе мыса Хибергнесет (Северная Норвегия) при выполнении боевого задания. В память о нём установлена мемориальная доска в мартеновском цехе Алапаевского металлургического завода.

Дьяконов Никита Николаевич
(1914–1944)

Родился в 1914 году в селе Поречье, Ярославской области. С декабря 1933 года и до ухода в Советскую Армию жил в Свердловске. Работал слесарем ин­струментального цеха Уралмашзавода, одновременно учился в Свердловском аэроклубе. После срочной службы в Советской Армии работал инструктором Кировоградского и Свердловского аэроклубов.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал в составе 672-го штурмового авиационного полка 306-й авиационной штурмовой авиационной дивизии. Капитан, командир эскадрильи. Член КПСС.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года за 94 успеш­ных боевых вылета на штурмовку врага. Награждён орденами: двумя — Красного Знамени, двумя — Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Погиб при выполнении боевого задания в районе города Сабадсалаш (Венгрия) 24 декабря 1944 года.

Елохин Аггей Александрович
(1912–1942)

Родился 16 декабря 1912 года в селе Знаменском Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина-бедняка. Окончил Знаменскую на­ чальную школу и Тавдинскую школу ФЗУ. Работал на лесоразработках, заводе и на электростанции.

В декабре 1932 года Тавдинским райкомом комсомола направлен на учёбу в лётную школу в Свердловский аэроклуб. 6 ноябре 1934 года призван в Советскую Армию. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадри­льи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Кандидат в члены КПСС. В боях получил ранение.

Звание Героя Советского Союза присвоено 1О февраля 1942 года. Награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В небе над Одессой и Харьковом эскадри­лья Елохина была грозой для фашистов. Аггей Елохин произвёл 123 боевых вылета, из них 63 на штурмовку, 26 — разведка, 39 — воздушные бои. Много славных побед имел на своём счету отважный командир. Свидетельство тому — одна из запи­сей в документах военной поры:

Товарищ Елохин отличный командир, лётчик­-истребитель, летающий днём и ночью. Своей смелостью и отвагой воспитал многих бесстрашных соколов. Эскадрилья, возглавляемая тов. Елохиным, на подступах к городу Одессе нанесла большие потери личному составу и матери­альной части германо-румынским фашистам.

Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года — самолёт Аггея был подбит в воздушном бою и при посадке сгорел. Именем Героя Советского Союза Аггея Елохина названа улица в селе Знаменском. На здании Знаменской восьмилетней школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска.

Иконников Владимир Дмитриевич
(1920–2000)

Родился 23 июня 1920 года в Свердловске, в семье телеграфиста. После окончания неполной средней школы №1 94 поступил на работу в Свердловский аэроклуб.

В Советской Армии с 1938 года. Учился в военных училищах. Великой Отечественной войне принимал участие с первого и до последнего дня. Участник обороны Москвы, Ленинграда, Заполярья. В 1943 году  вступил  в  члены  КПСС. Воевал в составе 30-го гвардейского полка авиации дальнего действия. Совершил 285 боевых вылетов. Был ранен.

Звание Героя Советского Союза присвоено 5 ноября 1944 года.

На четвёртый день войны младшему лейтенанту Иконникову пришлось одно­му сражаться с шестью «мессерами». Одного из них он сбил. Случалось ему дотя­гивать до своего аэродрома на одном моторе, садиться на повреждённое шасси. О вкладе Владимира Иконникова в победу говорится в боевой характеристике:

За пе­риод с 25 июня 1941 г. по 30 апреля 1945 г. совершил 285 боевых вылетов, из них 263 — ночью. 145 раз летал в глубокий тыл противника, обрушил на головы вра­гов 397 тонн металла. Бомбил Берлин, Будапешт, Варшаву, Тильзит, Инстербург, уничтожал живую силу и технику фашистов в фиордах Норвегии и на военных базах Финлядии.

Карушин Александр Фёдорович
(1923–1994)

Родился 7 августа 1923 года в городе Петропавловске, Казахской ССР, в се­мье военнослужащего. В 1929 году вместе с родителями переехал в Свердловск. Учился в средней школе №167 и Свердловском аэроклубе. В декабре 1941 года окончил военную авиационную школу.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с октября 1942 года и до конца войны в составе 617-го штурмового и 167-го гвардейского штурмо­вого авиационных полков. Сражался на Воронежском, Харьковском, Орловско­-Курском, Киевском, Корсунь-Шевченском, Ясско-Кишиневском направлениях, в Румынии, Югославии, Венгрии. Член КПСС с 1943 года. Дважды ранен.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, югославским орде­ном «Партизанская звезда» 11 степени и многими другими медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 года.

Кирилюк Виктор Васильевич
(1923–1988)

Родился 2 апреля 1923 года в деревне Большие Тураи, Оханского района, Пермской области, в семье крестьянина.

С 1930 года и до ухода в Советскую Армию жил в Талицком районе, Свердловской области. Окончил Талицкую среднюю школу и Свердловский аэроклуб.

В Советской Армии служил с 1941 по 1959 годы. В боях с немецко-фашистским оккупантами участвовал с декабря 1942 года на Северном Кавказе, Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Произвел 610 боевых вылетов. Сбил 32 самолёта противника. В августе 1944 года вступил в члены КПСС. Был ранен. После войны в 1958 году был уволен в запас в возрасте 35 лет в звании подполковника авиации. До конца дней проживал в Талице.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года.

Коровин Кесарь Михайлович
(1918–1982)

Родился 30  марта  1918  года  в  г.  Михайловске Нижнесергинского  райо­на Свердловской области. Работал кузнецом на Уралмашзаводе, учился в Свердловском аэроклубе.

В 1940 году окончил школу военных лётчиков. Сражался с первого до по­следнего дня войны в составе 208-го, 503-го и 637-го штурмовых авиаполков. Член КПСС. Участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, освобождении Киева, Житомира, Львова, Ужгорода, Мукачево, Польши, Чехословакии. Трижды ранен. Днём, ночью, в туманы и снегопады приходилось Коровину водить звенья Ил-2 на штурм врага. Советские лётчики уничтожали танки, пушки, живую силу противника. 5 января 1943 года на штурмовик Коровина напало несколько ис­требителей, повредили машину, но пилот проявил высочайшее мужество и ма­стерство, отбился от преследователей и возвратился на свою базу.

Герой совершил 130 боевых вылетов, уничтожил более 40 танков, 9 самолётов, 128 автомашин с грузом и живой силой, 32 артиллерийских орудия и другую технику. Звание Героя СССР присвоено 15 мая 1946 года. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I сте­пени, Красной Звезды, «Чехословацкий боевой крест», многими медалями.

Курочкин Владимир Михайлович
(1913–1941)

Родился в 1913 году в городе Свердловске. Лейтенант командир звена 1-й ис­требительной эскадрильи, 7-го истребительного авиационного полка. Член ВЛКСМ. Участвовал в боях на озере Хасан 1939 года. В Красной армии с 1935 года.

В боевых действиях против белофинов принимал участие с 15 января 1940 года. За этот период как боевой лётчик показал себя с хорошей стороны — сме­лый, инициативный командир. Выполнил 60 боевых вылетов.

Выполняя боевые задания, делая иногда 6-7 вылетов в день, Владимир Курочкин, не чувствуя усталости, громил белофинские рубежи, показывал об­разцы героизма, мужества и отваги. 9 марта 1940 года, в паре выполняя задания прикрытия своих войск, товарищ Курочкин заметил 2 самолёта противника «Фокер», которые пытались атаковать наземные войска. Стремительной ата­кой он уничтожил оба самолета. 21 февраля 1940 года при выполнении боевого задания, налёта на аэродром противника в районе Лапеенранта, от прямого по­ падания зенитной артиллерии были повреждены стабилизатор и руль поворота, но несмотря на трудности пилотирования самолётом Курочкин благо­получно произвёл посадку. Летал в сложных метеоусловиях на разведку.

Звание Героя СССР присвоено 21 марта 1940 года. Погиб 26 июля 1941 году в воздушном бою. На здании училища (УЗТМ), где он учился, установлена мемориальная доска.

Леонтьев Василий Александрович
(1917–1985)

Родился в 1917 году в поселке Старопышминском Берёзовского горсовета Свердловской области.

Окончил сельскую школу и школу горпромуча Берёзовского прииска. Работал в Свердловском трамвайном парке. Одновременно учился в Свердловском аэроклубе. В Советскую Армию ушёл добровольцем. Окончил во­енную школу лётчиков. Член КПСС с 1939 года. Участвовал в боях с белофинами. Во время Великой Отечественной войны был заместителем командира эскадри­льи 24-го авиационного бомбардировочного Орловского Краснознаменного ордена Суворова полка. Бомбил скопления вражеских войск и боевой техники на Воронежском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах, в Берлине. Был ранен.

Трудным был боевой путь Василия Леонтьева с 22 июля 1941 года до Дня Победы. 4 раза гитлеровцы сбивали его машины, но всякий раз хладнокровный, находчивый лётчик либо садил подбитую машину, либо за мгновение до взры­ва покидал её. Некоторое представление о боевых делах уральца даёт такой отрывок из донесения:

11.03.45 г. товарищ Леонтьев водил звено в составе девяти самолётов ПЕ- 2 на бомбардирование опорного пункта противника г. Алыдам. На подступах к заданной цели группа была атакована истребителями противни­ка. Самолёт Леонтьева получил сильное повреждение. Леонтьев своё звено не оставил и, придерживаясь строя в группе, на одном моторе вышел на заданную цель и сбросил бомбы. В результате бомбометания было уничтожено 7 автома­шин и взорван склад с боеприпасами...

За время войны Леонтьев выполнил 214 таких вылетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года. Являлся почётным гражданином г. Березовского, членом совета ветеранов 6-ой воздушной армии.

Липилин Александр Алексеевич
(1913–2003)

Родился 18 января 1913 года в г. Рассказово Тамбовской области.

С 1931 года и до ухода в Советскую Армию жил в Свердловске, строил Уралмашзавод и работал на нём токарем. В 1934 году по путёвке заводского комитета комсомола был направлен в шко­лу лётчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 года. Был командиром звена 41-го истребительного авиационного полка. Совершил 270 боевых вылетов. Сбил 22 вражеских самолета. В феврале 1942 года вступил в члены КПСС. Был дважды ранен.

Звание Героя Советского Союза присвоено 24 февраля 1942 года. После войны Александр Алексеевич окончил Академию Генерального Штаба и командовал авиационным соединением. А уже будучи полковником в отставке, Лепилин жил в Москве.

Одноценов Герамн Петрович
(1923–1945)

Родился 21 января 1923 года в Казани, в семье военнослужащего. Вырос в го­роде Свердловске, где окончил 9 классов средней школы № 40 и Свердловский аэроклуб.

В 1940 году поступил в школу военных лётчиков. В боях с немецко­-фашистскими захватчиками участвовал с апреля 1942 года по март 1945 года на Западном, Юго-Западном, Воронежском и 3-м Украинском фронтах. Командир авиазвена 951-го штурмового авиационного Нижнеднестровского Краснознаменного полка 306-й штурмовой авиационной Нижнеднестровской Краснознаменной дивизии.

Произвёл 130 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 и 20 ночных бое­вых вылетов на По-2. Был ранен. Погиб 2 марта 1945 года, направив свой подбитый самолёт на скопление танков и живой силы противника. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 29 июня 1945 года.

Силантьев Александр Петрович
(1918–1996)

Родился в 1918 году в г. Свердловск. Окончил школу №1О и шко­лу ФЗУ. Работал слесарем-сборщиком на заводе «Металлист». Одновременно учился в планерной школе Свердловского аэроклуба. В 1938 году призван в Советскую Армию. Окончил авиационную школу и училище лётчиков. Член КПСС. Все годы Великой Отечественной войны провёл на фронте.

В сентябре 1941 года группа истребителей во главе с капитаном Панюковым получила задачу сопровождать самолёт, в котором летели представители ставки Верховного главнокомандования. Среди лучших летчиков был и Александр Силантьев. Над Ладожским озером завязался ожесточенный бой с фашистскими истреби­телями. Высокое лётное мастерство показали наши бойцы. Оно сбили 2 вра­жеских самолёта и разогнали остальные. В 1943 году на Ленинградском фронте 6 истребителей под командованием Силантьева внезапно встретила 6 «мессершмиттов». Стремительная атака — и через несколько секунд все гитлеровские машины, объятые пламенем, упали на землю.

За время войны Силантьев совершил 359 вылетов, лично сбил 8 и в групповых боях 10 враже­ских самолётов. После войны Силантьев окончил Военно-воздушную Краснознаменную Академию и Военную академию Генерального штаба. В дальнейшем уже маршал авиации Силантьев находился на ответственных должностях в вой­сках, Главном штабе ВВС и генштабе, с 1980 года — в группе генеральных инспек­торов Министерства обороны СССР.

Звание Героя Советского Союза присвоено 17 декабря 1941 года.

Шипицын Михаил Дмитриевич
(1920–2008)

Родился в 1920 году в деревне Шипицы Верховинского района Кировской области. С десятилетнего возраста жил в посёлке Малый Исток близ города Свердловска. Окончил неполную среднюю школу и школу торгового учениче­ства. Работал продавцом в Свердловском Центральном универмаге, одновре­ менно учился в Свердловском аэроклубе.

В 1939 году по комсомольской путёвке ушёл в Советскую Армию. Окончил школу военных лётчиков. В Великой Отечественной войне участво­вал с первого и до последнего её дня. В 1944 году вступил в КПСС. Был командиром авиазвена 43-го гвардейского Волковисского штурмового авиационного полка. Вёл воз­душные бои на Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше и Германии. Совершил 167 боевых вылетов. Был ранен.

Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года.

Источник:

Николай Клименко «Свердловская областная ОСТО: 75 лет Служения Отечеству».
Юрий Постоногов «Екатеринбургскому аэроклубу 75 лет».
Альманах ЕАСК ДОСААФ РФ «85 лет — полёт продолжается!».
Альманах ДОСААФ УрФО «Школа патриотизма, кузница чемпионов — 80 лет на службе Родины!».
Игорь Лындин «8 марта Международный женский день».
Проект «Красные соколы — Советские лётчики».
Проект «Память народа» pamyat-naroda.ru

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии:

Открытые источники в сети Интернет
11994
11994

Источник:

Николай Клименко «Свердловская областная ОСТО: 75 лет Служения Отечеству».
Юрий Постоногов «Екатеринбургскому аэроклубу 75 лет».
Альманах ЕАСК ДОСААФ РФ «85 лет — полёт продолжается!».
Альманах ДОСААФ УрФО «Школа патриотизма, кузница чемпионов — 80 лет на службе Родины!».
Игорь Лындин «8 марта Международный женский день».
Проект «Красные соколы — Советские лётчики».
Проект «Память народа» pamyat-naroda.ru

Автор текста:

Наталья Зюскина,
Яна Вегера

Фотографии: 

Открытые источники в сети Интернет
25.12.2023

контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты     контакты

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»
ОГРН 1146600000360 ИНН 6658995109 КПП 665801001

Задать вопрос | дополнить материалы |
стать участником проекта |

© РОО СО «Федерация парашютного спорта»

ОГРН 1146600000360
ИНН 6658995109
КПП 665801001